Подсветка в портрете

000 Подсветка в портрете

Свет для художника может стать таким же эффективным инструментом как кисть и краски. При помощи изменения освещения можно усилить объём, подчеркнуть те или иные черты лица, или создать определённый характер пространства. Причём это применимо как к живописи так и к фотографии. Давайте рассмотрим влияние света в портрете на примере обрубовки — специальной гипсовой модели головы для изучения формы.

Светотеневое моделирование формы

001 Подсветка в портрете

Как видно на иллюстрации, от того как мы направляем свет, многое зависит. На фотографиях можно проследить как я перемещаю источник света. Сначала лампа расположена почти прямо (фронтально) перед гипсовой головой. Затем я располагаю её немного левее центра. А на четвёртой фотографии источник света смещается в сторону уже значительно.

В зависимости от направления света, наш портрет выглядит по-разному. При фронтальной подсветке тень на гипсовой голове очень узкая и при определённых ракурсах может быть, даже, не видна (на нашей фотографии она располагается с правой стороны и хорошо заметна). Падающая тень на фоне, также, «прячется» за головой. При таком направлении света объёмность головы не сильно выражена. Вот почему при простом использовании вспышки «прямо на человека» лицо кажется более плоским. В ряде случаев, например, фото для документов — это приветствуется. Или когда нужно сделать светлый и нежный портрет с минимумом теней, то фронтальная подсветка может пригодиться. Однако в художественной фотографии, а тем более в рисунке или живописи задачи бывают разные, поэтому здесь могут быть нужны и другие виды подсветки. Например, когда источник света находится сбоку.

На иллюстрации выше можно проследить такую закономерность: чем больше в сторону, от центра уходит источник света — тем больше становятся тени. Падающая тень на фоне всё более уходит в сторону, а за головой становится заметен свет. На самой же гипсовой голове собственные тени тоже увеличиваются в размере и выглядят более тёмными. При этом полутени становятся более заметными. Из-за этого ощущение объёмности головы усиливается, а черты лица подчёркиваются сильнее. Например, на первом фото боковина носа находится ещё только в полутени. А на последней фотографии она уже погрузилась в глубокую тень. Причём, в тени находится не только боковина носа, а чуть ли не половина головы: щека, височная область, часть подбородка…

Подчёркиваем черты лица, влияем на передачу характера

002 Подсветка в портрете

На следующей иллюстрации я применил подсветку портрета сверху и снизу. Здесь Вы можете обнаружить как неестественно (даже пугающе) выглядит второй вариант, когда свет светит на лицо снизу. Это объясняется тем, что мы привыкли к дневному солнечному свету. А он направлен сверху, с неба. Поэтому, когда лицо человека освещается снизу, то это выглядит необычно и нашему мозгу уже становится сложнее узнавать того, кто перед ним находится. Этот пример показывает, что меняя подсветку, можно влиять на передачу характера человека в портрете. Например, подчёркивая одни черты лица, можно усилить одну эмоциональную окраску. Соответственно, подчёркивая светом другие черты лица, можно окрасить портрет другими эмоциями. Если вернуться к иллюстрации в начале этого абзаца, то в первой фотографии создаётся ощущение, будто, человек приоткрыл рот в процессе разговора. А во второй фотографии (где свет снизу) возникает чувство, что человек приоткрыл рот от удивления, его брови приподнялись, словно, он сильно удивился, либо чего-то испугался. А, ведь, на обеих фотографиях изображена одна и та же гипсовая голова. Конечно, подсветкой нельзя изменить характер, но можно до некоторой степени подчеркнуть или ослабить выбранные черты лица, а это уже будет влиять на передачу эмоции в портрете.

Ввиду вышесказанного, становится очевидно, что играя светом и подчёркивая те или иные эмоции, художник может ярче и точнее передавать сюжет своей картины, её смысл. Таким образом, свет в руках художника становится ещё одним инструментом, помогающим воплотить свой творческий замысел. Вот почему в хороших художественных фильмах режиссёры уделяют свету большое внимание.

Два источника света

003 Подсветка в портрете

При одном направленном источнике света (электрическая лампа, пламя свечи…) тени будут выглядеть тёмными и насыщенными, а свет ярким и резким. В этом случае изображение станет контрастным. Чтобы облегчить тени и сделать их более прозрачными и светлыми применяют дополнительную подсветку теневой стороны. Но её мощность должна быть умеренной, она не должна быть такой же яркой как основной свет. Тогда изображение получится более мягким и светлым, а тени перестанут быть «глухими и чёрными», в них можно будет различать детали. В фотоискусстве такие источники света называют рисующим и контровым светом.

Рассеянный и направленный свет

004 Подсветка в портрете

В фотографии и рисунке перед художником могут стоять разные задачи. Иногда нужно сделать резкое и контрастное освещение в портрете. А иногда, наоборот, требуется создать нежный и светлый портрет (например женский), с мягкими тенями и спокойным фоном. В этом случае замечательно подойдёт подсветка с рассеянным светом. Это когда свет отражается (например от специального зонта), либо когда проходит через матовое или белое стекло. При таком освещении в портрете будут преобладать полутона, а тени станут светлее, их границы будут мягче. На иллюстрации пример с рассеянным светом представлен на фотографии слева. А справа, наоборот, фото с направленным и контрастным светом.

Если художник рисует портрет с натуры и использует рассеянный свет в качестве подсветки, то такое изображение человека будет нарисовать сложнее. Ведь, в этом случае свет и тень не так очевидны как при направленной, резкой подсветке. Чтобы «вылепить» объём головы при таком освещении, необходимо понимать законы светотени и владеть техникой рисунка. Но, зато, портрет выйдет мягким и воздушным.

В ряде случаев бывает необходимо сочетать и рассеянный и направленный свет. В такой подсветке есть и воздушная лёгкость и резкость теней. На иллюстрации этот вариант представлен четвёртой фотографией, в конце.

Подсветка края силуэта

005 Подсветка в портрете

Ещё одним интересным приёмом в подсветке является использование двух и более источников света, один из которых ярко подсвечивает край головы, а остальные мягко освещают весь силуэт. Яркий свет словно скользит по краю, освещая лишь узкую полосу. Такой способ чаще можно наблюдать при видеосъёмке и в фотографии. Однако, он замечательно подойдёт и при подсветке натуры в рисунке или живописи.

На иллюстрации свет с левой стороны ярко освещает лицо, а большая часть головы подсвечена слабым рассеянным светом. Здесь можно экспериментировать — например, расположить яркую лампу с тыльной стороны (допустим со спины), а спереди использовать несильный отражённый свет.

Чтобы изучать законы светотени на уроках рисунка, лучше пользоваться одним источником света в подсветке натуры. Так будет проще. Но если это не студенческая работа, а творческий рисунок мастера, то тут интересна игра света и тени, её передача в рисунке. Поэтому эксперименты с подсветкой будут только плюсом.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству