Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэтов

000 Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэта

В предыдущей статье я рассмотрел как можно преобразовывать формы предметов в декоративном натюрморте. Этот процесс назывался трансформацией. Сейчас я подготовил шесть эскизов, в которых представлено то, как можно декоративно решить силуэты. За основу взяты стилизованные формы заварочного чайника из первой статьи этой серии.

Напомню, что декоративный натюрморт отличается отсутствием реалистичного, объёмного изображения. Поэтому тут не должно быть светотени (точнее, свет и тень могут быть, но условно и стилизованно). Это означает, что силуэты предметов состоят из декоративных элементов и имеют плоскостное решение.

Как форма этих предметов, так и их декоративное содержание основаны на простых геометрических фигурах: круге, прямоугольнике, треугольнике. Принцип создания образа здесь во многом созвучен с принципами супрематизма. В представленных эскизах доминируют формы, производные от круга, прямоугольника… Эти элементы заполняют внутреннее пространство силуэтов декоративного натюрморта, которые мы трансформировали на первом этапе работы.

Варианты декоративного решения силуэта чайника

В первом варианте силуэт чайника дополнительно разбивается на несколько частей, каждый из которых имеет свою окраску. Эти фрагменты круга похожи на лепестки, изогнутые полосы, кольца…

001 Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэта

Второй вариант декоративного решения чайника сочетает в себе сразу два мотива. Это мотив круга и треугольника. Но первый преобладает. Силуэт разбивается на части не только по оси симметрии, но и по образующей линии (т. е. линии, образующей контур предмета). Основание заварочного чайника, горловина и рукоять декорируются полосами разного цвета. Эти полосы являются продолжением мотива треугольника, так как стороны треугольника являются, по-сути, прямыми линиями.

002 Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэта

Третий вариант выглядит сложнее. Но, он также основывается на мотиве круга и треугольника. Силуэт поделён пополам по серединной линии, проходящей по центру и наклонённой под некоторым углом по отношению к вертикали. «Изюминкой» в дизайне этого чайника можно назвать рукоятку, закрученную по спирали.

003 Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэта

Изгиб воронкообразной горловины чайника в четвёртом эскизе создаёт ощущение движения. Чайник будто «танцует». Все элементы заварочного чайника поделены на фрагменты. Формы этих фрагментов образованы от формы круга. Их контуры представляют собой изогнутые линии.

004 Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэта

Пятый эскиз, подобно предыдущему, изображает силуэт чайника поделённым на фрагменты. Но, несмотря на одинаковый принцип декорирования, этот вариант рисует совсем другой образ. Это доказывает насколько многообразными могут стать одни и те же решения, насколько бесконечен простор для фантазии художника.

005 Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэта

В шестом эскизе Вы можете видеть чайник таким, каким он по-сути предстанет в итоговом варианте нашего декоративного натюрморта. Это симметричное расположение декоративных элементов внутри силуэта. Эллипсовидные «лепестки» закручиваются по левую и правую стороны от центра — воронкообразной горловины чайника. На следующем, третьем этапе данный вариант станет цветным и дополнится текстурами и орнаментом. Его Вы можете увидеть в следующей статье из этой серии. А сейчас, я бы хотел рассмотреть то, как изображён фон нашего натюрморта.

006 Декоративный натюрморт. 2 этап. Декоративное решение силуэта

Как придумать фон декоративного натюрморта?

Как я уже говорил выше, декоративная работа — это не реалистическая живопись. Поэтому если здесь и появляется объём и пространство, то только условно. То же самое применимо и к фону декоративного натюрморта. Здесь совсем не обязательно изображать какие-либо предметы реального мира: стол, драпировки, окно… Их, конечно, можно нарисовать, но только условно, трансформируя и приводя к общему стилю. Но можно и без них. Именно так я и поступил. В нашем декоративном натюрморте фон состоит из абстрактных фигур, форма которых основана на форме основных предметов. То есть, если чайник круглый, то фигуры фона будут образованы от круга. Это изогнутые линии, фрагменты овалов, окружностей и т. п.

Здесь ещё важно учитывать пластику линий. То есть то ощущение, которое вызывает геометрическая фигура. Например стремительность остроконечного треугольника, элегантность закрученного завитка, спокойствие круга, чёткость прямоугольника… Назовём такие характеры фигур мотивом в декоративной работе.

В нашем натюрморте есть два мотива. Это мотив круга и мотив прямоугольника, то есть изогнутые линии и округлые формы, а также прямые. В подобных декоративных композициях таких мотивов может быть много. Но они должны гармонично переплетаться и дополнять друг друга. Однако, каким именно образом можно добиться гармонии и избежать нагромождения?

Гармония в повторении

Гармония — это очень сложное и многогранное понятие. Но я упомяну только одну важную грань этого термина в изобразительном искусстве. Как видно из подзаголовка — это повторение. Но, как гармония зависит от повторения конкретно в декоративном натюрморте?

Чуть выше мы обсудили, что фон может состоять из разных форм, то есть фон может содержать несколько мотивов. В нашем случае это мотив круга и мотив прямоугольника. Представим, что во множестве круглых форм вдруг появляется одинокая прямая линия. В таком случае она либо выступит в роли акцента, либо нарушит гармонию, так как больше нигде в натюрморте прямые не встречаются. Чтобы гармонично сочетать эту прямую и круглые фигуры нужно неоднократно повторять мотив прямой линии. В нашем натюрморте круглые формы повторяются многократно, также и прямые повторяются несколько раз.

Такое повторение мотива и является способом достижения пластической гармонии. Однако, в любой композиции должен быть композиционный центр, т. е. есть главное и второстепенное. Подобным образом среди повторяющихся и переплетающихся мотивов должен быть главный. То есть какой-либо мотив должен преобладать (чаще встречаться). В нашем декоративном натюрморте главным мотивом является круг и формы от него образованные. Благодаря тому, что он чаще встречается в данной работе чем прямые, я сохранил стиль, порядок и избежал нагромождения.

Итак, повторение выбранных форм способствует гармонии, а преобладание какого-либо мотива сохраняет стиль и подчёркивает образ.

Следующий, третий этап работы над декоративным натюрмортом я рассмотрю в третьей статье из этой серии. Мы поразмышляем о том, как художники используют цвет, текстуры и орнаменты в декоративных произведениях искусства. Вы увидите наш декоративный натюрморт, но уже в цвете.

Алексей Епишин

Смотрите также:

Учебные пособия по изобразительному искусству

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи