Молодые художники России

ТОЧКА ОПОРЫ – РЕАЛИЗМ
Выставка «Молодые художники России»
(цитаты из статьи Н. Колесниковой в журнале «Юный художник»)


«Выставки молодых художников всегда вызывают особый интерес. Они — предчувствие будущего: как, в каком направлении будет развиваться искусство, куда движется художественная мысль, появились ли новые таланты.

Раньше молодежные выставки были явлением регулярным. Они отличались большей смелостью, чем выставки «взрослых» художников. Молодежи кое-что позволялось. Хотя в то же самое время корифей соцреализма Гелий Коржев высказывал философскую мысль о том, что «в искусстве нет молодых и старых» и что «не стоит выделять молодежь в привилегированную категорию, которой нужно создавать особые условия для творчества».
Прошло не так много времени, и все это стало историей: и молодежные выставки, и «особые условия». Художники всех возрастов оказались брошенными на произвол судьбы тем же государством, которое раньше и кормило, и воспитывало, и наказывало, и от чьей пристальной заботы изнывали. Теперь у нас — эпоха неразвитого капитализма и свободы, где каждый выживает в одиночку. Мерилом всего стали деньги, а искусство превратилось в товар, на который нет спроса.
И вот, в такие-то времена, в конце 2001 года, Союз художников России решил возродить одну из хороших старых традиций и организовал выставку «Молодые художники России», показав тем самым миру, что творческий союз скорее жив, чем мертв, и, несмотря на скромные средства (была афиша, был билет и фуршет, но вовремя не было каталога), обладает значительным потенциалом. Молодое поколение, уставшее от безвестности и разобщенности, живо откликнулось на призыв и буквально завалило выставком творениями. Экспозиция выставки (около трех тысяч работ), занявшая весь третий этаж ЦДХ, вместила лишь половину работ, прошедших выставком…»

«Выставке предшествовала большая подготовительная работа. Задолго до открытия были созданы, опять-таки по старой доброй традиции, несколько творческих групп, которые пригласили поработать в уцелевших домах творчества. Для многих неизбалованных молодых такая забота
показалась просто чудом.
Ядро экспозиции составили лучшие дипломные работы вузов последних лет, а также произведения, созданные в творческих группах, что задало выставке тон хорошего профессионализма, но это же и лишило ее ощущения «свежести», так как многие дипломы уже выставлялись в залах Академии художеств, мелькали в печати, в том числе и в нашем журнале. Другую часть выставки составило самостоятельное творчество молодых, еще не забывших уроки вуза, но уже соприкоснувшихся с жестокими условиями реальности. А условия эти таковы, что молодой художник, чтобы заработать на жизнь, должен идти преподавать или создавать вещи для рынка, для заказчиков, вкусы которых далеки от совершенства. На рынке в большом ходу «китч» или «салон». Поэтому среди «свободного» творчества трудно найти экземпляры «чистого» искусства, прекрасные по форме и глубокие по содержанию. Если раньше дипломная работа была для художника лишь этапом, ступенькой к мастерству, то сегодня у многих она остается лучшим произведением последних лет. Настоящего творческого роста в условиях рынка пока не получается. Он возможен лишь у тех, у кого есть какая-то материальная база. Как сказал С.Присекин, блеснувший на одной из прошлых молодежных выставок большим батальным полотном, «картину надо кормить». Сегодня создать серьезное произведение могут, пожалуй, лишь те, кто попал в «аспирантуру» Академии художеств, получил стипендию и мастерскую на три года. Но таких — единицы.
Отсюда и предпочтения нынешней выставки: малый формат картин, обилие пейзажей, натюрмортов, интерьеров (в этих жанрах есть свои достижения), портрет, в котором особых достижений нет. Уменьшилась в размере и скульптура (материалы нынче дороги), в этом виде искусства стали редки большие композиции, сложные формы, в основном, представлены портреты замечательных людей — Бах, Экзюпери, Татлин — или аллегорические фигуры материнства, философов, детей, встречаются также нимфы и ангелы. Графики, несмотря на невостребованность, все еще держат форму, этот раздел — один из самых сильных на выставке — вот что значит школа! Чего нельзя сказать о народном искусстве, проблемы которого требуют особого разговора.
Общее впечатление от выставки — в нашем ненадежном мире молодежь ищет опору в устойчивых ценностях, отсюда резко возрос интерес к реалистическим формам искусства.»

«В экспозиции были представлены разные направления искусства, но авангардная «струя» выглядела как-то вяловато. Гораздо мощнее получился раздел реалистической живописи. Здесь больше достижений в технике, больше разнообразия в темах и композициях».

«Выставка дала много пищи для размышлений и зрителям, и искусствоведам, и самим художникам. Она показала, что наибольшие возможности для развития дает все-таки реалистическое направление.
Союз художников России по итогам выставки присудил ряд премий самым достойным работам.»

Материал взят из мартовского выпуска журнала «Юный художник» за 2002 г.


 

Fulcrum — Realism exhibition «Young Artists of Russia» (quote from an article by N. Kolesnikova in Journal «Young Artist»)

«Exhibition of young artists are always of particular interest. They — a premonition of the future: how, in what direction will develop art, which moves artistic thought, if there are new talents. Previously, youth exhibitions were a regular occurrence. They were more daring than that of» adult » artists. Young people something that was permitted. While at the same time luminary of social realism Helium Korzhev expressed a philosophical idea that «art is not young and old» and that «it is not necessary to provide the youth in a privileged category, which is necessary to create special conditions for creativity.» It’s been so long and all this is history: the youth show, and «special conditions. Artists of all ages have been cast adrift by the same State, which was previously and fed, and educated, and punished, and from whose steadfast care left to languish. Now we have — the era of underdeveloped capitalism and freedom, where one survives alone. Measure of the total steel money, and art became a commodity for which there is no demand. And then, at such time, in late 2001, the Union of Artists of Russia decided to revive one of the good old tradition and organized the exhibition «Young Artists of Russia,» showing thus the world what a creative union more alive than dead, and, despite the modest means (a poster, a ticket and a buffet, but the time was not the catalog), has considerable potential. The young generation, tired of obscurity and isolation, vividly responded to the call and literally inundated exhibition creations. Exposition (about three thousand jobs), occupied the whole third floor of Central House, instead of just half the work, past exhibitions … «» Show was preceded by considerable preparatory work. Long before the opening were created, again, by old tradition, several creative groups who were invited to work in homes of survivors of creativity. For many young neizbalovannyh this concern seemed a miracle. The kernel of the exhibition was the best thesis of universities in recent years, as well as works created in creative groups that set the tone for a good show of professionalism, but it’s the same and prevented her feeling of «freshness», as many diplomas have been exhibited in the halls of the Academy of Fine Arts, flashed in press, including in our magazine. Another part of the exhibition was an independent creative work of young, still have not forgotten the lessons of high school, but coming into contact with harsh conditions of reality. And these conditions are such that the young artist to earn a living should go to teach or to create things for the market, for customers whose tastes are far from perfect. On the market in a big way «kitsch» or «salon». Therefore, among the «free» works hard to find instances of «pure» art, beautiful in form and deep in content. If before graduation work was a milestone for an artist, a step towards mastery, but today many it remains the best work of recent years. This creative growth in the market conditions have not yet obtained. It is only possible for those who have some sort of material base. As said S. Prisekin, flashed at one of the last youth show a great battle canvas, «painting to be fed.» Today, a serious work can, perhaps, the only ones who got to «graduate» of the Academy of Fine Arts, received a scholarship and a workshop for three years. But there are — one. Hence, the preferences of the current exhibition: small format paintings, lots of landscapes, still lifes, interiors (in these genres have their achievements), a portrait, in which no special achievements. Decreased in size and sculpture (the materials of the road today), in this art form became rare large compositions, complex forms, mainly portraits of remarkable people — Bach, Saint-Exupery, Tatlin — or allegorical figures of motherhood, philosophers, children are also found nymphs and angels. Graphics, despite the lack of demand, still keep their shape, this section — one of the strongest in the exhibition — that’s what it means to School! What can be said about folk art, problems which require special discussion. The general impression of the exhibition — in our insecure world, young people seeking support in the stable value, it rose sharply interest in realistic forms of art. «The exposition presents different art direction, but the avant-garde» jet «looked like something vyalovato. Much more powerful than turned out section of realistic painting. There are more advances in technology, more variety in themes and compositions. «» The exhibition gave much food for thought to viewers and art critics, and artists themselves. It showed that the greatest potential for development provides yet realistic direction. Union of Artists of Russia on the basis of the exhibition has awarded several awards the most worthy work. »

An excerpt from the March issue of the Journal » Young Artist «for 2002