Волжский пейзаж

Представьте, что Вы едете по пыльному шоссе, как говорится, утомленные солнцем. Мимо Вас проносится однообразный и скучный пейзаж. Вы сворачиваете с дороги и чувствуете, что воздух становится каким-то другим, свежим, прохладным. Едете дальше и видите, что пейзаж тоже изменился: деревья стали больше, зелень насыщеннее. По сторонам грунтовки луговая трава стала выше, все чаще появляется осока, камыш… Вам приходится переезжать через размытую ручьем колею. Справа и слева то и дело появляются какие-то речушки, протоки, тихие заводи, которые сменяются густым лесом. Вы въезжаете в лесистую местность. Пытаетесь выехать, но многочисленные развилки тропы лишь дальше заводят Вас вглубь. И вот, о чудо! Вы выехали! Перед Вами открывается великолепная и удивительная картина: бескрайний простор широкой реки, заросшие острова, синяя дымка, шум речной волны, шелест листьев деревьев, дуновение свежего прохладного речного воздуха. Перед Вами бесконечная и великая река — Волга.
Такой предстала Волга, когда я впервые попал на волжский берег. Эта бесконечная река преодолевает тысячи километров от северных пределов и до Астрахани, прежде чем достигает моря. И на разных промежутках волжский пейзаж разный. В Самарской области берега крутые, Жигулевские горы покрыты соснами. У нас, в Саратовской области, один берег Волги крутой, отвесный. Склоны — белые, меловые. А другой наоборот — пологий, заросший деревьями, состоящий из песчаных отмелей, островов. Волжский пейзаж многообразный: это и синий простор волжских далей, и различные острова, и небольшие протоки, тихие заводи, и отвесные берега меловых гор. Многих саратовских художников привлекает волжский колорит. Известным саратовским живописцем, который писал Волгу — был В. О. Фомичёв. Он не только писал, но и можно сказать — жил на Волге. С открытием судоходного сезона, он на своей лодке начинал путешествие, которое к осени-зиме дополняло творчество Василия Осиповича очередной стопкой этюдов. Сегодня работы этого живописца занимают достойное место в различных частных коллекциях, галереях… И действительно, волжский пейзаж очень своеобразен и своим колоритом и природой. Он дает простор для творчества художника. Пастозное, корпусное письмо в маслянной живописи можно чередовать с тонко прописанными лессировками, подмалёвком, также, как соседствуют синий простор волжской воды и игривая листва деревьев, фактурная зелень берега… Художника не может не вдохновлять волжский пейзаж, независимо от того, пишет ли он на природе или использует преимущества фотоаппарата. Этюды, переходящие в масштабные холсты или же фотосессии учат художника, помогают понять тонкости колорита, форм предметов… Так же, как И.И. Шишкин основательно изучал лес средней полосы, художник, который хочет понять характер волжской природы должен не только думать о грациозности мазка, но и серьёзно изучать природу. Всё это очень важно, если человек взялся по-серьезному за изобразительное искусство. Живопись не только дарит восторг от созерцания, но и требует большого труда. Художник должен пройти не только школу изобразительного искусства, обладать способностями, «чутьём» — но и быть в некотором смысле исследователем того, что он изображает на холсте (в нашем случае это волжский пейзаж). Побывав на Волге, можно заметить как одно и тоже место может выглядеть совсем по-другому. За доли минуты тёплый солнечный свет может смениться на холодный, мягко рассеянный сквозь облака. Контрастное освещение рисует резкие контуры деревьев, в то время как рассеянный — «обвалакивает» силуэты, создавая мягкие, воздушные планы. Рябь на воде может быстро исчезнуть, сменившись на водную гладь. Состояние погоды, время суток, время года — создают неповторимое настроение в пейзаже. И это всё художник должен уловить, прочувствовать, запомнить. Вода настолько изменчива, что порой удивляешься насколько разной она может быть. Какие «эффекты» она может творить с отражением в своих волнах. Зрителя, как известно, вода в пейзаже всегда привлекала. И не важно в реальной природе она или на холсте. Люди с одинаковым удовольствием вешают у себя дома картины с речным пейзажем, и купаются в летней воде на пляже. Ну, а человек разбирающийся в живописи — коллекционер, искусствовед, художник или просто любящий живопись человек — может испытать вдвойне больший восторг от просмотра такого холста. Ведь он увидит не только то, что изображено, но и то, как это написано. Художник создает образ, иллюзию предмета. И способов здесь масса: это и композиция, и цвет, и тон, и технические приемы работы с кистью, маслянной краской. Все это действительно позволяет создать произведения изобразительного искусства, радующие глаз зрителя. Волжский пейзаж это один из обликов природы, всегда вдохновляющей художников к работе.

Алексей Епишин


 

Imagine you are driving on the dusty road, as they say, tired of the sun. Rushes past you monotonous and boring landscape. You turn right off the road and feel the air is somehow different, fresh and cool. Going on and see that the landscape has also changed: the trees were larger, richer green. On both sides of the primer meadow grass was higher, increasingly appears sedges, reeds … You have to cross a creek eroded rut. Right and left every now and then there’s some rivers, streams, tranquil backwaters, which are replaced by dense forest. You drive into a wooded area. Trying to leave, but many forks on trails only give birth to you in depth. And behold, a miracle! You left! Before you the magnificent and amazing picture: a boundless expanse of the broad river, overgrown islands, blue haze, the noise river waves, the rustling of leaves, the cool breath of fresh river air. Before you endless and the great river — the Volga. This appeared Volga, when I first came on the Volga bank. This endless river travel thousands of kilometers from the northern limits and to Astrakhan, before reaching the sea. And at different intervals of the Volga landscape is different. In the Samara area the banks are steep, Zhigulevskie mountains covered with pine. We, in the Saratov region, a steep bank of the Volga, sheer. Slopes — white, chalky. And the other vice versa — a gently sloping, overgrown trees, which consists of sandbanks and islands. Volga diverse landscape: it’s blue expanse of the Volga distances, and various islands and small canals, quiet creeks, and steep banks chalk hills. Many artists drew the Saratov Volga flavor. Saratov-known painter, who wrote the Volga — was VO Fomichev. He not only wrote, but you can tell — he lived on the Volga. With the opening of the shipping season, he was on his boat began a journey that by the autumn-winter complementary work of Vasily Osipovich another pile of sketches. Today the work of this painter occupy a worthy place in various private collections, galleries … And indeed, the Volga landscape is very original and its color and nature. It provides space for the artist. Pasty, case letter in the oil painting can be alternated with thinly prescribed glaze, podmalevkom, as well as neighbors blue expanse of the Volga water and playful foliage, textured green shores … The artist can not fail to inspire the Volga landscape, regardless of whether he wrote on the nature or takes advantage of the camera. Etudes, running into a large-scale canvases, or photo shoot taught artist who help us to understand the subtleties of color, the shape of objects … Just like II Shishkin thoroughly studied forest middle band, an artist who wants to understand the nature of the Volga nature must not only think about the grace of the stroke, but a serious study of nature. All this is very important, if a person took in earnest for the visual arts. Art not only provides the delight of contemplation, but also requires a lot of work. The artist must go through not only the school of fine arts, has the ability, «instinct» — but to be in some sense, the researcher what he portrays on canvas (in this case Goritsy). Having been on the Volga, you can see how the same place can look quite different. A fraction of a minute of warm sunlight can turn on the cold, soft diffused through the clouds. Contrast lighting draws sharp outlines of trees, while scattered — obvalakivaet «silhouettes, creating a soft, airy plans. Ripples on the water can quickly disappear, replaced on the water surface. Weather conditions, time of day, time of year — create a unique mood in the landscape. And all this the artist must grasp, feel, remember. The water is so variable, that sometimes one wonders how different it can be. What are the «effects» it can do with the reflection in its waves. Spectator, as we know, the water in the landscape has always attracted. It does not matter in the real nature of it or on canvas. People with equal pleasure hanged at his home with pictures of river scenery, and basking in the summer the water at the beach. Well, a man versed in the art — a collector, critic, artist, or simply loves painting people — can feel doubly happy with the view of the canvas. After all, he sees not only what is pictured, but also how it is written. The artist creates an image, the illusion of an object. And how is mass: this is a composition and color, and tone, and techniques of working with a brush, oil paints. All it really allows you to create works of art, pleasing to the eye of the viewer. Volga landscape is one of the faces of nature, always inspiring artists to work.

Aleksey Epishin