Старинные произведения искусства: в мире интересных фактов

Старинная живопись, старинные монеты, предметы быта…одним словом антиквариат интересны не только коллекционерам. Значимость таких произведений искусства определяется не только художественной ценностью, а, наверное, в первую очередь их древностью. Вещи, дошедшие до нас, как говорится, из глубины веков являются свидетелями истории. Ими пользовались, наши деды и прадеды. Они являются немыми свидетелями жизни людей, которых, увы, уже давно нет в живых. Вместе с тем, история создания таких старинных произведений искусства бывает не менее интересной чем сам экспонат. Ниже хочу перечислить ряд интересных фактов из истории изобразительного искусства. Например, когда коллекционер собирает марки, то это часто встречающееся увлечение. Но когда предметом коллекционирования являются молотки входных дверей, то это, действительно редкое явление:

«Академик исторической живописи Михаил Петрович Боткин (1839— 1914), брат видного врача-клициниста, был достаточно известен и как коллекционер художественных ценностей довольно широкого профиля. В частности, длительное время главным объектом своих поисков он сделал молотки для входных дверей, и ему удалось составить уникальное и единственное в своем роде собрание этих предметов. Оно в полной мере заслуживает упоминания, ибо подавляющая часть молотков относилась к XV—XVI столетиям и несла на себе скульптурные украшения, выполненные мастерами эпохи Возрождения…»

«Рассказывают, что однажды Поликлет решил изваять две статуи, изображавшие одно и то же; но одну создать по вкусу толпы, другую — по законам искусства. Первую в угоду толпе он создал так: по желанию всякого, кто к нему приходил, Поликлет послушно делал изменения и поправки. Наконец он выставил обе статуи. Одна вызвала всеобщее одобрение, другая была осмеяна. Тогда Поликлет сказал: «Статую, которую вы ругаете, изваяли вы, а ту, которой восхищаетесь,— я».»

«Речи Сократа уподобляли картинам Павсона. Однажды Павсон получил от кого-то заказ изобразить коня, катающегося на спине, а нарисовал коня на бегу. Заказчик остался недоволен тем, что Павсон не выполнил его условия; художник же ответил на это: «Переверни картину, и скачущий конь будет у тебя кататься на спине». Сократ в своих беседах тоже не говорил прямо, но стоило перевернуть его слова, и они становились вполне понятными. Он боялся навлечь на себя ненависть собеседников и поэтому говорил загадочно и излагал мысли иносказательно.»

«В 1915 году в только что вышедшем тогда шестом томе Собрания сочинений А. С. Пушкина был помещен до той поры неизвестный рисунок И. Е. Репина (1844—1930), изображавший поэта стоящим на коленях перед К. Брюлловым (1799—1852). В исследованиях, посвященных Пушкину, до-стоверность эпизода, взятого художником для сюжета, никогда не отрицалась — сам факт был известен еще до появления рисунка, но его суть получала самые различные толкования. Среди них наиболее устоявшимся было следующее — Пушкин умоляет блистательного живописца написать его портрет. В действительности же великого поэта заставило опуститься на колени другое обстоятельство. Будучи в конце января 1837 года в мастерской Брюллова, он познакомился с циклом акварельных работ художника, связанных с пребыванием живописца в Турции. Среди них был рисунок, изображавший полицмейстера города Смирны, спящего посреди улицы на ковре и подушках, и двух полицейских, охранявших покой своего начальника. Резкий контраст необычайной полноты высокого стража порядка и тощих фигур его подчиненных, тонко переданная комичность всей ситуации настолько захватили Пушкина, что он пришел в восторг и попросил художника подарить ему рисунок, а когда Брюллов заметил, что акварель уже продана княгине Салтыковой, поэт опустился на колени, продолжая настаивать на своей просьбе…
Вот здесь-то, чтобы как-то смягчить отказ, Брюллов предложил Пушкину написать его портрет и назначил время первого сеанса. Увы, условленный день оказался следующим после дня трагической дуэли…»

Материал взят из журнала «Художник» выпуски 1989 г.

Алексей Епишин


ANTIQUE WORKS OF ART: WORLD’S INTERESTING FACTS

Antique paintings, ancient coins, household items … one word antiques of interest not only to collectors. The significance of these works of art depends not only on artistic value, and perhaps especially their antiquity. Things come down to us, as they say, from time immemorial are witnessing history. They were used, our grandfathers and great grandfathers. They are silent witnesses of human life, which, alas, have long been dead. However, the history of the creation of such ancient works of art is no less interesting than the exhibit. Below, I want to list a number of interesting facts from the history of fine art. For example, when a collector collects stamps, it is frequent hobby. But when the subject of collecting is a hammer doors, it is indeed a rare phenomenon:

«Akademik historical painting, Mikhail Petrovich Botkin (1839 — 1914), the brother of a prominent doctor klitsinista was sufficiently well known as a collector of artistic values rather broad profile. In particular, a long time the main object of his search, he made hammers for the entry door, and he managed to compose a unique and a unique collection of these items. It fully deserves a mention, because the vast majority of hammers belonged to XV-XVI centuries, and bore the sculptural decoration, made by masters of the Renaissance … »

«They say that once Polycleitus decided to carve two statues depicting the same thing, but one to create the taste of the crowd, the other — according to the laws of art. The first to please the crowd, he created this way: at the request of anyone who comes to him, Polycleitus obediently did changes and amendments. Finally, he put both statues. One caused a general approval, the other was ridiculed. Then Polycleitus said: «The statue, which you criticize, you have carved, but the one that admires — I». »

«Speeches of Socrates likened to paintings Pavsona. Pavson Once received from someone order to portray the horse riding a back, and drew a horse on the run. The customer was unhappy that Pavson not complied with its terms, the artist also said this:» Turn the picture and prancing horse will you ride on your back. » Socrates in his conversations, too, do not say, but as soon turn his words, and they became quite clear. He was afraid of incurring the hatred of interlocutors, and so spoke cryptically express thoughts and figuratively. »

«In 1915, the newly released while the sixth volume Collected Works of Alexander Pushkin had been placed hitherto unknown figure of Ilya Repin (1844-1930), depicting the poet on his knees in front of K. Bryullov (1799-1852). In studies devoted to Pushkin, to reliably, episode, taken by the artist for the story, never denied — the fact was known even before the drawing, but its essence has received very different interpretations. Among the most well-established was the following — Pushkin pleads brilliant painter to write his portrait. In fact, the great poet forced to kneel another circumstance. Being at the end of January 1837 in the studio Brullov, he became acquainted with the cycle of water-color artist’s work related to the painter’s stay in Turkey. Among them was a drawing of the chief of police of the city of Smyrna, sleeping in the street on a rug and pillows, and two policemen guarding the rest of his boss. In sharp contrast unusually high completeness custody order and lean figures of his subordinates, subtly imparted comic whole situation is so captured by Pushkin, he was delighted and asked the artist to give him a picture, and when Bryullov noticed that watercolor is already sold to Princess Saltykovoj, poet knelt while continuing to insist on its request … Here, then, to somehow soften the refusal, Bryullov suggested Pushkin to write a portrait of him, and appointed the first session. Alas, the appointed day was the following day after the tragic duel … »

Material taken journal «Artist» 1989
Alexey Epishin