В мире существуют различные методики, для развития памяти, мышления, внимания… В этой статье я хочу рассказать, как искусство может развивать такую способность человека, как ассоциативное мышление. Рассказать на примере ассамбляжа, который по-особому задействует эту способность. Ассамбляж — это техника изобразительного искусства подобная коллажу, с той только разницей, что в коллаже используют вырезки из бумаги (картинки из журналов, газет и т. д.), а в ассамбляже используют объемные предметы. Их укладывают на плоскости, компонуют, закрепляют и, затем, окрашивают. Это может быть простая покраска или текстура, имитирующая какие-либо материалы. А может быть и настоящая живопись. Вообще, когда я впервые увидел подобные произведения, то они меня очень заинтересовали. Заинтересовали тем, что знакомые в быту предметы могут формировать изображение таким необычным образом. Например, в начале статьи я разместил иллюстрацию с композицией «Пуговичная фантазия». Автор этого произведения смогла оригинально донести до зрителя образ дерева. А выполнен этот образ из обычных пуговиц и грубых нитей. Понятно, что логическое мышление нам подсказывает, что между пуговицами и деревом нет никакой связи. Однако, художник смог так разместить и преподнести эти предметы, что они нам напоминают дерево. Именно ассоциативно, а не логически. Таким образом, предметы не имеющие никакого отношения к изображаемому объекту формируют его изображение или образ. Такой прием в изобразительном искусстве, всегда впечатляет. Впечатляет также, как мазки краски в живописи изображают какой-либо объект, словно он настоящий. В таком восприятии ключевую роль играет именно ассоциативное мышление, которое рисует образ в нашем сознании. Те же пуговицы из примера выше, как бы напоминают нам форму дерева, его крону и ствол. Но, чтобы придумать такое, нужно сначала представить их в своей голове. Затем, подобрать предметы, которые лучше всего соответствовали теме. И рождаются такие идеи, порой, неожиданно. Попали на глаза какие нибудь замысловатые коряги — и в голове возникла идея! Сработало ассоциативное мышление. Поэтому в ассамбляже, не только созерцание готового произведения требует работы ассоциативного мышления, но и, главным образом, сам творческий процесс. Так, используя свою способность ассоциативно мыслить, художник не только создает что-то необычное и красивое, но и развивает свои творческие способности.