Семь видов художественной росписи

Федоскинская лаковая миниатюра

В XVIII веке, в подмосковье, рядом с деревней Федоскино на фабрике купца Коробова началось производство различных шкатулок, коробочек, пудренниц… Мастера расписывали эти предметы масляными красками, в которые добавляли металлический порошок. Благодаря этому сюжеты с тройкой лошадей, сказочные истории и пейзажи которые изображали на шкатулках, смотрелись очень эффектно. Для федоскинской миниатюры характерны реалистичность и объёмность изображения. Фактически это была миниатюрная живопись на папье-маше, покрытая идеально гладким слоем лака.

Палехская лаковая миниатюра

В 1924 году в селе Палех, Владимирской губернии открылась Артель древней живописи. Мастера, которые здесь трудились над лаковой миниатюрой, ранее были иконописцами (в 18-19 веках здесь работали иконописные мастерские). Это во многом объясняет стиль, который характерен для палехской миниатюры: плоскостное, декоративное решение с условным объёмом. Роспись шкатулок делалась на чёрном фоне темперными красками. В состав красочного слоя мог входить золотой порошок, который придавал миниатюре неповторимый эффект. Сюжет строился на основе литературных произведений, например творчества А. С. Пушкина, или событий из сельской жизни. Насыщенный цвет на чёрном фоне и особый стиль рисунка стал характерной чертой Палехской лаковой миниатюры.

Гжель

В начале XIX века в Гжельской волости началось строительство заводов по производству фарфора. Керамические изделия расписывались специальной краской, которая после нанесения глазури и обжига в печи приобретала синий цвет. Именно синие узоры на белом фоне можно назвать отличительной особенностью гжельской росписи. Стилизованные розы, персонажи сказок, зимние пейзажи легли в основу сюжета декоративного украшения этого фарфора.

Хохломская роспись

Хохломская роспись уходит своими корнями в Нижегородскую губернию XVII века. Заготовки из дерева, которые должны были стать ложками, чашками, ковшами.., грунтовали, а затем расписывали красками. Цветовая палитра хохломской росписи такая — красные, жёлтые, зелёные, коричневые и чёрные краски. Преобладающим сюжетом здесь являлся растительный мотив: листья, ягоды, цветы… Также встречались персонажи из сказок. Технология хохломской росписи имеет такую последовательность: деревянную заготовку пропитывали олифой, грунтовали, снова покрывали олифой, затем втирали металлический порошок, потом расписывали, а в заключении опять покрывали олифой или лаком и закаливали в печи. После термообработки лак становился очень прочным, а серебристый блеск металлической пудры превращался в медово-золотистый.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — это характерная роспись подносов из металла, которая зародилась в деревне Жостово, Московской губернии, в первой половине XIX века. Жостовские художники изображали на чёрном фоне подноса букеты цветов насыщенными и яркими красками, в которые могли добавлять металлическую пудру, что придавало им особое звучание. Мастера часто использовали такие композиционные схемы: цветы собранные в букет, цветы, расположенные по углам подноса и т. п. Они придумали интересный приём в художественной росписи. Цветы, расположенные в центре, изображались более крупными. А цветы, которые размещались вокруг центральных, постепенно уменьшались в размерах, по мере приближению к краям подноса. Этот приём создавал особый эффект выразительности и объёмности изображения. Причём его усиливал ещё один приём. Жостовские мастера совершали такое движение кистью, что её кончик оставлял очень пластичный и грациозный след, по форме похожий на лепестки цветов. Это создавало иллюзию реальных цветов. Чтобы обрести такие навыки, художнику было необходимо чувствовать материал и кисть, а также много тренироваться, чтобы моторика рук позволяла делать подобные вещи. Но главное — мастер должен был чувствовать пластику и ритм в рисунке. Благодаря таким способностям и навыкам мир увидел чудо жостовского подноса.

Городецкая роспись

Во второй половине XIX века, в Городецкой волости зародилось ещё одно направление народных промыслов — городецкая роспись. На фоне натурального дерева, или на цветном фоне художники изображали сцены из жизни того времени: народные гуляния, прогулки, чаепития… Помимо этого, были широко распространены композиции из цветов и растительных орнаментов. В рисунке отмечался определённый стиль. Например, изображение коня отличалось длинной, изящно изогнутой шеей и тонкими ногами. Городецкими художниками расписывались хлебницы, доски, ложки, ларцы, предметы мебели, детские игрушки… Особо известной стала игрушка «Конь-качалка», которая приобрела в то время большую популярность.

Мезенская роспись

Родиной мезенской росписи стала Архангельская губерния XIX века. Ещё этот народный промысел называют палащельской росписью. Такие названия она получила в честь реки Мезень и деревни Палащелье. Характерной особенностью мезенской росписи является двухцветное исполнение на дереве — красной охрой и чёрной сажей. При этом фон состоял из текстуры дерева. Изображение делилось на три части, которые символизировали подземный мир, землю, небо. Центральное место в этой росписи занимали стилизованные изображения оленей и коней, а также птиц. Всё остальное пространство заполнялось геометрическим орнаментом. Роспись изобилует тонкими линиями и мелкими элементами. Так мастера украшали бочонки, берестяные короба, кухонные доски, тарелки и другие предметы быта.