Кисти для живописи: разновидности и свойства.

Художественные кисти для живописи делятся на разновидности в зависимости от следующих свойств:

1. Форма кисти.
2. Размер кисти.
3. Названия и характеристики ворса.
4. Назначения кистей и особенности работы с ними.

1. Форма кисти.

В зависимости от формы, кисти делятся на 6 основных групп:

Круглые. Волос в металлическом капсюле цилиндрической формы.

Плоские. Форма кисти в виде лопаточки, капсюль спрессован с двух сторон.

Овальные. Это те же плоские кисти, но волос у них связан в пучок таким образом, что кончик кисти имеет не прямоугольную форму, а овальную.

С обычной длинной волоса.

С удлиненным волосом.

С укороченным волосом.

(О том, как влияет форма волоса кисти на форму самой кисти я писал здесь)

2. Размер кисти.

Ширина (диаметр) волосяного пучка кисти, а точнее её капсюля, измеряется в миллиметрах и соответствует своему номеру. Поэтому, чтобы было удобнее определять размер, все кисти нумеруются. Например, № 1 соответствует толщине в 1 мм. № 2 — двум миллиметрам и т. д.

3. Названия и характеристики волоса.

Кисти щетинные изготавливаются из свиной щетины. По форме бывают и плоские и круглые. Волос крупный, жёсткий. Идеально подходят для масляной живописи, где краска достаточно густая и требует соответствующей жёсткости кистей.

Кисти песчаниковые изготавливаются из волоса хвоста песчаника. По форме бывают только плоские. Волос очень мягкий, поэтому применяются для работы с гуашевыми, темперными или акварельными красками.

Кисти колонковые изготавливаются из волоса хвоста колонка. Обладают одновременно хорошей эластичностью и упругостью. Поэтому колонковые кисти очень ценятся. Но, упругость колонкового волоса значительно меньше, чем у свиной щетины. Поэтому, в масляной живописи колонковыми кистями прописывают мелкие детали. В живописи гуашью, темперой, акрилом и акварелью колонковые кисти ведут себя идеально.

Кисти медвежьи изготавливаются из волоса белого медведя. По форме их делают только плоскими. Волос мягче щетины, с хорошей эластичностью. Применяются в масляной, гуашевой, темперной, акриловой и акварельной живописи.

Кисти барсуковые изготавливаются из волоса хвоста барсука. По форме бывают только плоские. Волос этих кистей немного жестче песчаниковых.

Кисти из искусственного волоса обладают отличной упругостью и эластичностью. Упругость несколько выше, чем у колонковых кистей. Можно применять в работе с гуашью, темперой, акрилом. Также ими можно работать с масляными и акварельными красками. Но, для масляной живописи этим кистям не всегда хватает жесткости, а для акварельной — гигроскопичности (способности впитывать и удерживать влагу). При работе с масляными красками кончики таких кистей со временем могут кудрявиться, что неблагоприятно сказывается на их форме. В остальном, эти кисти великолепно справляются с различными задачами в живописи.

4. Назначения кистей и особенности работы с ними.

В живописи, художники чем только ни пользуются — и кистями, и мастихином, и протиркой тряпками, и процарапыванием какими-нибудь палочками… и даже пальцами (есть такое направление среди художников, когда пишут пальцами). Поэтому говорить о том, что у каждого вида кисти, строго своё предназначение нельзя. Однако, у кистей есть свои особенности.

Плоские кисти очень удобны. Они позволяют укладывать пастозную краску на плоскости холста. Ими можно писать крупные области широкими мазками, а можно торцом плоскости кисти проводить тончайшие линии. Уголком кисти можно прописывать мелкие детали. Как линия от плоского пера, мазок плоской кисти может принимать самые интересные формы.

Круглые кисти позволяют писать тонкие линии острым кончиком. Боковой стороной можно делать широкие мазки разнообразной формы.

Кистью можно укладывать краску мазками, можно писать широкие области картины непрерывными движениями. А жёсткие кисти позволяют еще укладывать краску протиркой полусухой краской, когда основа картины просвечивает сквозь красочный слой.

Среди художественных кистей, есть кисти с особо длинным волосом. Они применяются для прорисовки длинных или изогнутых линий, например в хохломской росписи. Такие кисти вмещают в себя много краски, которой хватает, чтобы без отрыва от плоскости проводить длинные мазки или линии.

В заключении, хочу сказать, что кисти это замечательный инструмент, которым художник может виртуозно работать. В принципе, даже самой некачественной кистью можно создать интересное произведение искусства. Но, насколько же приятнее и эффективнее работать хорошим инструментом!

Алексей Епишин

Кисть плоская из щетины

Кисть плоская из щетины

Кисть плоская из искусственного волоса

Кисть плоская из искусственного волоса

Кисть овальная

Кисть овальная

Кисть круглая из щетины

Кисть круглая из щетины

Кисть круглая из искусственного волоса

Кисть круглая из искусственного волоса

Кисть круглая из волоса колонка

Кисть круглая из волоса колонка

Кисть круглая из волоса колонка, смоченная в воде

Кисть круглая из волоса колонка, смоченная в воде

Кисть круглая из беличьего волоса

Кисть круглая из беличьего волоса

Читайте далее:

Кисти для живописи: как сделать самому?

Кисти для живописи: как выбрать качественную?

Секреты старых мастеров: как восстановить старые и испорченные кисти?

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству