Кисти для живописи: как выбрать качественную?

Для конкретных приемов в живописи, бывает лучше подходит тот или иной тип кистей (о разновидностях кистей я писал здесь). Например, чтобы прописать лессировкой большие области листа акварелью, нужна не только большая кисть, но и кисть, способная впитывать и удерживать достаточное количество влаги. Для работы с различными красками, также лучше пользоваться разными видами кистей. Но свойства кисти процентов на 70% определяются не столько формой капсюля, сколько особенностью волоса, из которого она сделана. Ведь именно волос задает форму кисти и определяет её свойства. Поэтому, при покупке кистей, следует обратить пристальное внимание именно на качество волоса.

Принцип работы кисти.

Для лучшего понимания вопроса, нужно понять, казалось бы элементарное — как работает кисть. Кисти впитывают жидкость по принципу капилляров: краска удерживается между волосками кисти и при соприкосновении с плоскостью, например, холста, переходит из кисти на картинную плоскость. Но, художник, ведь, не маляр. Его задача не покрасить стену, а написать произведение искусства. Поэтому кисть должна быть виртуозным инструментом в руках художника. И огромную роль здесь играет форма волоса.

Форма волоса.

Форма волоса, из которого изготавливается кисть должна быть клинообразной. Т. е. на конце волос должен заостряться. Причём, ворс различных животных заостряется по разному. Например, свиная щетина на конце раздваивается, образуя два заострённых кончика. Если волос на конце подстрижен, то это плохо. Такие кисти неудобны в работе и плохо держат форму. Ниже, в качестве примера, я привожу изображения: 1. Волос колонка; 2. Свиная щетина; 3. Обрезанный волос, крайне неудобный в работе; 4. Как выглядит кисть из обрезанного волоса; 5. как выглядит кисть из нормального волоса.

Волос колонка

Волос колонка

Щетина свиная

Щетина свиная

Волос остриженный

Волос остриженный

Кисть из остриженного волоса

Кисть из остриженного волоса

Кисть круглая из волоса колонка

Кисть круглая из волоса колонка

Кисть круглая из волоса колонка, смоченная в воде

Кисть круглая из волоса колонка, смоченная в воде

 

Форма кисти зависит от формы волоса.

Я уделил большое внимание форме волоса кистей, потому что от этого зависит форма самой кисти и степень виртуозности, с которой можно работать этой кистью. Каждый волосок, сужаясь на кончике, способствует сужению на конце кисти всего волосяного пучка. Именно поэтому, круглые кисти, если их намочить, имеют острый кончик. Подобным образом ведут себя и плоские кисти. Острота плоских или круглых кистей очень важна. Без этого свойства Вы не напишите мелкие детали, не сможете чётко уложить мазок, не сможете придать ему нужную форму. Кисти подстриженные на конце, похожи на метёлку, которой очень непросто работать. По этой причине, при покупке, обратите внимание именно на этот момент (о том как восстановить форму старых или испорченных кистей я писал здесь).

Упругость волоса кисти.

Следующим важным пунктом, характеризующим качество кисти является упругость и эластичность волоса, из которого изготовлена кисть. У каждого вида ворса своя степень упругости. У щетинных кистей самая высокая жесткость. Поэтому щетинные кисти чаще используются в масляной живописи. Ведь, масляная краска достаточно густая и при пастозном письме потребуются жёсткие кисти. Для работы с гуашью, темперой или акрилом нужны кисти помягче: барсуковые, колонковые или песчаниковые. Также подойдут кисти из искусственного волоса. Барсуковые и колонковые кисти также можно использовать и в масляной живописи. Но их жесткость будет меньшей, чем у щетинных. Для акварельной живописи хорошо подходят беличьи кисти, а также колонковые. Колонковые кисти, вообще, считаются очень качественными и универсальными, т. к. в них оптимальным образом сочетается упругость и эластичность.

Гигроскопичность.

Гигроскопичность — это способность впитывать и удерживать влагу. Причем, здесь я имею ввиду гигроскопичность не отдельного волоса, а всей кисти. Натуральный волос всегда очень гигроскопичен. Это его свойство считается недостатком, поэтому от него избавляются с помощью дубления (более подробно о дублении кистей я писал здесь). Большая же гигроскопичность всей кисти, наоборот, очень важна. И особенно важна в акварельной живописи, где отсутствует пастозное письмо. Поэтому кисть не укладывает пастозную краску на основу, а покрывает бумагу цветным водным раствором. Все кисти из натурального волоса обладают хорошей гигроскопичностью. Малая гигроскопичность у кистей из искусственного волоса. К тому же, у этих кистей, если писать длительное время масляными красками, кончики их волосков кудрявятся. Это портит форму кисти. Однако у искусственного волоса есть ряд преимуществ: он прекрасно держит форму, обладает отличной упругостью и эластичностью.

В заключении, хочу сказать, что в магазинах встречаются кисти с хорошим качеством волоса по приемлемой цене. Такие кисти не всегда с лакированной ручкой и сверкающим капсюлем. Зато, они мало чем уступают дорогим кистям, в реальной работе.

Алексей Епишин

Читайте далее:

Кисти для живописи: как сделать самому?

Кисти для живописи: разновидности и свойства.

Секреты старых мастеров: как восстановить старые и испорченные кисти?

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству