Настроение утра и вечера. Живопись маслом

Нажмите на изображение, чтобы смотреть фильм об этапах работы над этой живописью на YouTube000 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

С каким настроением Вы просыпаетесь? А какая атмосфера у Вас дома вечером, например, в кругу семьи? Когда мы слышим такие вопросы, мы понимаем о каком настроении идёт речь. Но сталкивались ли Вы с таким понятием, как настроение в пейзажной живописи? Прежде чем рассказать, как природа и живопись могут нести в себе определённое настроение, представляю Вашему вниманию поэтапную работу над композицией «Утром на озере», где Вы можете увидеть состояние раннего утра, ноты тишины и умиротворения.

Этапы работы

001 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

002 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

003 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

004 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

005 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

006 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

007 Настроение утра и вечера в пейзаже. Живопись маслом

Настроение в пейзажной живописи

Если настроение человека может зависеть от его мировоззрения, окружающей обстановки, целей, личностных качеств.., то настроение в пейзаже, а точнее в живописи зависит от композиции, цветовой гаммы, освещения, сюжета… Например художник изображает тёмный, дремучий еловый лес. Цвет сдержанный, в лесу темно. Деревья расположены равномерно по всей картинной плоскости. Это одно настроение — таёжное, таинственное… А теперь представим, что тот же лес освещён утренним солнцем. На фоне тёмных, синих теней, ярко сияют еловые ветви. В лесу тропинка, которая ведёт на солнечную полянку сквозь большие ёлки, которые растут группами, на разном расстоянии… А если добавить вдалеке на этой полянке ещё и избушку? Как Вам такой пейзаж? Это уже совершенно другое настроение. Оно более живое, динамичное. Оно смешано с чувством уюта, контрастом прохлады и тепла…

В этом примере настроение природы зависит от сочетаний тёплых и холодных цветов, характера освещения, компоновки элементов пейзажа, тональности. Если расположение и компоновка находятся в прямой зависимости от конкретного места, ландшафта (или фантазии художника), то цвет и тон напрямую связаны с погодой, временем суток, временем года. Взять к примеру утро, полдень и вечер. Утром и вечером несколько темнее, чем в обеденное время. Когда солнце в зените, света очень много, поэтому пейзаж станет самым ярким. Если же говорить о цвете, то утром и вечером на освещённых местах больше жёлто-оранжевых или, даже, красноватых оттенков. В тенях больше фиолетово-синих. В полдень — больше жёлто-белых и лазурно-синих оттенков соответственно.

Причем это в солнечную погоду. В облачный день всё будет совершенно по-другому. Когда небо затянуто облаками, свет может выглядеть более холодным, а тени содержать больше тёплых цветов. Но это не правило. Бывает по-разному. В целом, такая погода отличается менее насыщенными цветами, меньшим контрастом. Переход между тенями и светом станет более плавным, поэтому характер освещения будет мягким.

Кроме вышеупомянутых нюансов, хочу ещё раз отметить важность тона. А точнее, общего тона. То есть тёмность или светлость всего пейзажа или всей живописи в целом. Подробнее об этом говорится на странице «Камертон в живописи. Как применить теорию тона Крымова?».

Ввиду вышесказанного, становится понятно почему зритель, рассматривая какое-либо живописное произведение, окунается в ту или иную атмосферу пейзажа, в то или иное состояние природы. Это вызывает соответствующий отклик в его душе и передаёт определённое настроение. Живопись может нести самое разное настроение — от эпического, до романтичного. Причём это возможно не только в реалистической живописи, в пейзаже или в сюжетах с людьми, но и в абстракции. Абстракционизм больше задействует ассоциативное мышление. Беспредметные образы ассоциируются у зрителя с чем-то своим, что вызывает у него соответствующее настроение. Большую роль тут играет не только цвет, но и ритм в расположении элементов композиции (Подробнее об этом смотрите статью «Ритм в композиции«).

Утром на озере

Если применить вышеописанные мысли к моему пейзажу «Утром на озере», то видно, что настроение раннего утра здесь передано благодаря нескольким факторам. Первый — жёлто-оранжевые цвета присутствуют в зелени деревьев на свету. Тени — глубокие с фиолетовым оттенком. Это передаёт краски восхода солнца. Второй фактор — тональность. Тон силуэтов деревьев достаточно тёмный, что соответствует не сильно светлому состоянию раннего утра. Расположение деревьев «в ряд» создаёт спокойствие, а разнообразный ритм в их чередовании помогает избежать однообразия. Стелющаяся по водной глади дымка, говорит о тишине и прохладе утра.

Таким предстал этот пейзаж в моём путешествии, и таким мне захотелось донести его до зрителя. Что касается колорита, то утреннее настроение очень похоже на вечернее. Краски схожие. Поэтому данный пейзаж легко можно трактовать как вечерний. Однако, это никак не мешает созерцать тишину и безмятежность озера. Пусть этот пейзаж и Вам подарит умиротворение и положительные эмоции!

Алексей Епишин

Смотрите также:

Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи

Учебные пособия по изобразительному искусству