Когда я впервые поехал на Волгу, я думал подъедешь к берегу — и вот она, Волга. А, нет. Путешествовал я тогда в районе между городами Маркс и Вольск, по левому берегу реки. Съехал с трассы, направился по грунтовой дороге в сторону Волги. Еду, вокруг заросли, заболоченные места, деревья, пастбища, где местные жители пасут скот. Дорога незаметно превращается в тропинку и напоминает больше лабиринт. То слева, то справа появляются, маленькие водоемы. Постепенно я оказался в каких-то дебрях. Пробираясь сквозь эти заросли, чувствую, что в воздухе как-то по-особенному запахло речной свежестью. И тут, в деревьях мелькнул свет. Пробравшись сквозь них, я очутился на самом краю берега Волги. Моему взору предстал потрясающий простор великой реки. Противоположный берег был так далеко, что с трудом можно было что-либо там разглядеть. Это были крутые меловые склоны. Метрах в шестистах от меня зеленел остров. Берег, на котором я находился, был заросший камышом, осокой. А непосредственно возле меня вода подходила к самым ногам. Берег был песчаный. Меня впечатлило то, что, если провести взглядом от горизонта к ногам, толща воды становилась постепенно меньше. Вода становилась все прозрачнее. И, у самого берега можно было легко разглядеть рисунок дна. Именно это я и захотел написать в своей будущей картине. Когда я начал работу над этим холстом, пейзаж все равно казался каким-то пустым. И тут меня посетила мысль: «А что если сюда добавить лодку?» И добавил. Лодка стала тем композиционным центром, вокруг которого изображен волжский простор. Так родилась картина «Берега. Выход на коренную».