Стили и направления в изобразительном искусстве

  1. Абстрактный экспрессионизм;
  2. Абстракционизм;
  3. Авангардизм;
  4. Академизм;
  5. Акционизм;
  6. Аналитическое искусство;
  7. Анахронизм;
  8. Андеграунд;
  9. Ар брют;
  10. Арте повера;
  11. Баухауз;
  12. Боди-арт;
  13. Веризм;
  14. Видео-арт;
  15. Геометрическая абстракция;
  16. Гиперреализм;
  17. Граффити;
  18. Граффитизм;
  19. Дадаизм;
  20. Дивизионизм;
  21. Иероглифический абстракционизм;
  22. Инсталляция;
  23. Импрессионизм;
  24. Интимизм;
  25. Информальное искусство;
  26. Искусство аутсайдеров;
  27. Кинетическое искусство;
  28. Клуазонизм;
  29. Конструктивизм;
  30. Концептуальное искусство;
  31. Кубизм;
  32. Кубофутуризм;
  33. Лирическая абстракция;
  34. Лучизм;
  35. Лэнд-арт;
  36. Метафизическая живопись;
  37. Минимальное искусство;
  38. Мобиль;
  39. Модернизм;
  40. Наби;
  41. Натурализм;
  42. Неоимпрессионизм;
  43. Неопластицизм;
  44. Неореализм;
  45. Новая вещественность;
  46. Новеченто;
  47. Новые дикие;
  48. Оп-арт;
  49. Орфизм;
  50. Питтура кольта;
  51. Поп-арт;
  52. Постживописная абстракция;
  53. Постимпрессионизм;
  54. Постмодернизм;
  55. Примитивизм;
  56. Пуантилизм;
  57. Пуризм;
  58. Реализм;
  59. Реди-мейд;
  60. Риджионализм;
  61. Сезаннизм;
  62. Символизм;
  63. Синтетизм;
  64. Соц-арт;
  65. Социалистический реализм;
  66. Супрематизм;
  67. Сюрреализм;
  68. Ташизм;
  69. Трансавангард;
  70. Фантастический реализм;
  71. Фовизм;
  72. Формализм;
  73. Футуризм;
  74. Хэппенинг;
  75. Экспрессионизм;
  76. Энвайронмент.

«XX век — век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий новых, более совершенных путей развития общества. Он принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве. В сознание человека вошла мысль о катастрофичности бытия, а искусство воспринималось на фоне социальных потрясений и научных открытий. Стремление запечатлеть особый характер современной жизни с ее динамикой общественных событий, конфликтами и противоречиями, напряженностью человечес­ких чувств и переживаний приводит к тесной связи искусства с действительностью.
Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реаль­ной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся, никогда раньше борьба нового со старым не приобретала столь резкого и непримиримого характера. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства наруша­лось, возрастали индивидуалистические тенденции.»…»Распалась гар­моничная картина мира, а за ней и гармоничная композиция в искусстве. Каждый стал искать свой выход: одни — в продолжении культурной традиции прошлого, вторые, третьи — в обретении утраченных связей с природой, в научно-технической революции, в нигилистическом самоутверждении.
Поиски новых путей, экспериментирование и революционное преобразование, многоликость, разнообра­зие и контрастность творческих исканий — отличительные особенности искусства ХХ-ХХI веков. Искусство начала XX века все настойчивее отходит от принципа жизнеподобия формы. Первыми в этом направлении пошли кубисты, деформировавшие натуру, разложив ее на простые геометрические формы. Их сменили футуристы, воспевающие динамизм жизни и красоту скорости; орфисты, ищущие гармонию в цветовых со­четаниях; пуристы, пропагандирующие машинную эстетику.
Но основным течением первой половины XX столетия становится абстракционизм, полностью отошедший от передачи реального мира, предметной достоверности, отрицающий объективное существование мира и утверждающий стихийно-импульсивное самовыражение художника. Абстрактное искусство — это искусство без распознаваемых образов, сочетания чистых красок и линий. Оно появилось в Европе около 1910 года и разрушило идею классической красоты в искусстве. Его тенденцию продолжил дадаизм, культивировавший идею изобразительности безобразного. Как отмечал один из создателей дадаизма Марсель Дюшан, «кар­тины стало уже невозможно писать. Этим и так занимались на протяжении нескольких столетий, и почему это должно было продолжаться бесконечно. Поэтому, если можете найти иные формы самовыражения, вы должны ими воспользоваться…
Искусство все больше становится своеобразным знаком, оно не сводится больше к декоративности. Одна из особенностей XX века — гипертрофированный индивидуализм. Одно из его проявлений — психо­аналитические копания в глубинах индивидуального. Наиболее ярко это проявилось в сюрреализме, который более полувека доминировал в мировой художественной жизни. Его концепция утверждала загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.
Со второй половины XX века, особенно в 1960-1970-е гг., на художественную арену выходят абсолютно новые в содержательном плане направления: кинетическое и концептуальное искусства, оп-арт и поп-арт, развиваются такие своеобразные формы, как боди-арт, видео-арт, инсталляция, энвайронмент. То новое, что появляется в искусстве, представляет собой продукты распада классической изобразительной системы, при­обретающие автономный характер, которые используют для создания различных визуальных форм игровой деятельности: хеппенинг, перформанс. Искусство выходит из залов художественных галерей на городские площади и улицы, осваивает огромные земные пространства, ударяясь в массовость и зрелищность, стирая различие между художником и зрителем, музеем и повседневной жизнью. Художник навязывает обществу свой культурный канон, состоящий из какой-либо акции, события, которое вызывает у вовлеченного в него зрителя чувства отвращения или восхищения.
Совершив виток в абстрактно-авангардистское направление, искусство 1970-1980-х гг. попыталось вер­нуться к классическим традициям в эстетике постмодернизма, главной особенностью которой стала эклек­тичность, смешение стилей разных эпох и национальных субкультур, свободное владение ими в живописном пространстве. Эта тенденция остается основополагающей и для наших дней. Искусство XX века, явив собой отсутствие Большого стиля предыдущих эпох, представило совокупность авторских стилей, ярко выражен­ных индивидуальностей в русле разнообразных интернациональных течений.»

Взято из «МИРОВОЕ ИСКУССТВО Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней» Санкт-Петербург ООО «СЗКЭО «Кристалл»» Москва «ОНИКС» 2006 г.


 

STYLES AND TRENDS IN FINE ARTS

Abstract Expressionism, Abstract Art, Avant; Academism; Actionism, analytical art; Anachronism; Underground, Art Brut, Arte Povera, Bauhaus, Body Art, verismo, Video art, geometric abstraction; Hyperrealism; Graffiti; Graffitizm; Dadaism; Divisionism; Hieroglyphic Abstract; installation; Impressionism; Intimizm; Informal Art; outsider art, kinetic art; Kluazonizm, Constructivism, Conceptual Art, Cubism, Kubofuturizm, lyrical abstraction; Rayonism, Land Art, Magic Realism, Metaphysical painting, Minimal art; Mobil, Modernism, Nabi, Naturalism, Neo; Neoplastitsizm; Neo-realism, new materiality, Novecento, New Wild, op-art; morphism; Pittura Colt; Pop Art; Postzhivopisnaya abstraction; Postimpressionism, Postmodernism, Primitivism, pointillism, Purism; Realism; Ready-Made; Ridzhionalizm; Sezannizm; Symbolism; synthetism, Sots Art, Socialist Realism, Suprematism, Surrealism, Tashizm; Transavangard, Fantastic Realism, Fauvism, formalism, futurism; happening; Expressionism; Environnement.

«XX century — the century of sharp contradictions of deep social conflicts and disappointments, and yet the hopes of mankind, the age of persistent pursuit of new and better ways of development of society. He has brought profound changes in all spheres of human activity, including ideology, culture, art. In the mind of man has entered the thought of being catastrophic, and the art was seen against the backdrop of social upheaval and scientific discoveries. Striving to capture the special nature of modern life with its dynamics of social events, conflicts and contradictions, the strength of human feelings and emotions leads to a close association of art with reality. Never before painting, sculpture and graphics were not so closely and directly connected with real life never before revealed in them so clearly a critical focus, negation of everything, more than ever the struggle of the new with the old one did not acquire such a sharp and uncompromising character. Rapidly developing art lost its previous stylistic integrity, its development has become increasingly uneven, spasmodic, creative interaction of certain types of art violated, increased individualistic tendencies .»…» collapsed harmonious picture of the world, and beyond it, and harmonious composition in art. Everyone has to find its way out: one — to continue the cultural traditions of the past, second, third — in finding the lost connection with nature, a scientific-technical revolution, nihilistic self-affirmation. The search for new ways to experiment and revolutionary transformation, the diversity, variety and contrast of creative research — distinctive art of the XX-XXI centuries. Art of the early XX century insistently raises the lifelikeness form. The first in this direction came Cubists, warped nature, expanding it to simple geometric shapes. They were replaced by futurists, praising the dynamism of life and the beauty of speed; orfisty seeking harmony in color combinations; purists advocating machine aesthetics. But the main course of the first half of XX century, it becomes abstract art, fully who quit the transfer of the real world, the subject of reliability, which denies the objective existence of the world and claiming spontaneously impulsive expression of the artist. Abstract art — an art without a recognizable image, a combination of pure colors and lines. It appeared in Europe around 1910 and destroyed the idea of classical beauty in art. His tendency continued Dada, cultivated the idea of an ugly depiction. As one of the founders of Dada, Marcel Duchamp, «pictures has become impossible to write. This and doing so for several centuries, and why it had to go on forever. Therefore, if you can find other forms of expression, you should use them … Art is increasingly becoming a kind of sign, it can not be reduced to a more decorative effect. One of the features of XX century — the exaggerated individualism. One of its manifestations — psychoanalytic digging in the depths of the individual. This is most clearly manifested in the surrealism that is more than half a century dominated the world’s artistic life. His conception of alleged mystery and unknowability of the world in which time and history disappear, but the person lives and the subconscious mind is helpless in front of difficulties. Since the second half of XX century, especially in the 1960-1970-ies., The artistic arena there are absolutely new in terms of content areas: kinetic and conceptual art, op art and pop art, developing such unique forms as body art, video art, installation, Environnement. Something new that appears in the art, represents the decay products of the classical representational system, acquiring autonomous, which are used to create different visual forms of play: happenings performance. Art comes out of the halls of art galleries in the city squares and streets, develops a huge terrestrial space, hitting a massive and entertainment, blurring the distinction between artist and audience, a museum and everyday life. Artist impose on society a cultural canon, which consists of any action, an event that causes the audience involved in his feelings of revulsion or admiration. Having made a revolution in the abstract and avant-garde direction, art, 1970-1980-ies. attempted to return to the classical traditions in the aesthetics of postmodernism, the main feature of which was the eclectic mix of styles of different eras and national subcultures, fluency in them in a beautiful space. This trend is also fundamental to the present day. The Art of the XX century, manifesting an absence of Great Style of previous eras, has presented the collection of author’s style, a strong personality in line with various international trends. »

Adapted from The Illustrated Encyclopedia of «World Art: Directions and trends of impressionism to the present day» St. Petersburg ООО «СЗКЭО «Kristall» Moscow «ОНИКС» 2006

Комментарии закрыты.