Темы для уроков композиции в художественной школе

При выборе тем для уроков композиции в художественной школе перед преподавателем стоит ряд важных задач. Во первых, тема урока должна быть полезна для обучающихся, чтобы они развивали навыки и усваивали учебный материал. Во вторых, урок должен быть достаточно интересным для учащихся, чтобы у них был дополнительный стимул для работы. В третьих, (если задача урока не в развитии фантазии) тема должна быть понятна для обучающихся, сюжет должен соответствовать их опыту.

Перечень задач может быть шире, а вот перечень тем, предлагаемых типовыми программами, не всегда обширен. Поэтому преподаватели нередко находятся в поиске интересных учебных программ, мастер-классов, практичных методик, приближенных к реальной жизни.

В этой статье я хочу обсудить три темы для уроков композиции в художественной школе (или школе искусств). Первая: «Вид из окна». Вторая: «Мои друзья». И третья — «Иллюстрация к литературному произведению».

Тема: «Вид из окна». Этот сюжет художники пишут с давних времен. И в практике многих художников-преподавателей эта тема появляется регулярно. Чем же она примечательна? Во первых, любому учащемуся под силу сделать зарисовки из собственного окна. И не важно, будет это вид леса или городского пейзажа. Например, известный художник-педагог начала 20 века Н.П.Крымов регулярно писал крыши домов, которые составляли пейзаж за его окном. Во вторых, многоплановость рисунка даст возможность учащемуся по практиковаться в передаче воздушной и линейной перспективы. Также освещение внутри комнаты одно, а за окном другое: в зависимости от погоды и времени суток. Это тоже незаменимо для учебной практики, ведь обучающиеся запоминают характер светотени и учатся его передавать в своей композиции. Ну, а в третьих, сюжет может варьироваться. Например, фигура человека на фоне окна, натюрморт на окне или просто распахнутые створки окна открывают три разных пути воплощения этой темы. Это дает достаточно большой простор для фантазии и может заинтересовать учащихся.

Тема: «Мои друзья». У каждого студента или учащегося есть свой круг друзей, а значит у него есть определенные впечатления, которые можно использовать для создания композиции. Обучающийся может развить сюжет также в разных наравлениях: беседа, прогулка, игра, путешествие… Это потребует зарисовок своих друзей с натуры, что также может заинтересовать учеников в выполнении этого задания. Тема: «Мои друзья» побудит учащихся наблюдать за манерами людей, внешним видом, мимикой лица… Такие наблюдения станут незаменимым подспорьем в работе над портретом. К тому же, рисунок друга подразумевает какой либо «фон», т. е. интерьер, пейзаж и т. д. Это дополнительно дает возможность преподавателю обратить внимание на построение пространственных планов, а также на понятие композиционного центра, ведь фигуры людей в этой композиции являются главным. Рисунок своих друзей может оказаться интересной задачей для обучающихся любых возрастных категорий.

Тема: «Иллюстрация к литературному произведению». Любой обучающийся имеет свой багаж воспоминаний из прочитанных книг. Будет ли это незамысловатая сказка или сложное литературное произведение из школьной программы — неважно. Главное, это позволит обучающемуся развивать творческое мышление. Пусть учащиеся выбирают ту книгу, которая им больше нравится, в разумных пределах, конечно. Ведь, каждый человек читает то, что ему интересно. А значит, и иллюстрирование этого произведения будет не менее интересным. Поэтому, шансы, что работа учащихся над этой темой будет увлеченной достаточно большие. Поскольку литературные произведения разные, то и сюжеты у всех будут разные, а значит учащиеся будут работать и над рисунком интерьера, и над пейзажем, и над портретом, и даже над натюрмортом. Это расширяет пространство для практики. Поэтому обучающиеся будут приобретать дополнительные навыки и в области построения рисунка, и в области передачи цветовых гармоний.

В заключении, хочу отметить, что несмотря на «старость» этих трех тем, они по-прежнему работают и приносят результат. Поэтому, наряду с множеством других тем они могут занять свое достойное место в папке учителя.