От первого Форда до современного Ferrari: куда «катится» дизайн?

Задумывались ли Вы о том, как меняется дизайн автомобилей? В каком направлении он развивается? Как было в прошлом и каким он станет в будущем? Ниже я хочу попробовать ответить на эти вопросы.

На выставках ретро-автомобилей можно увидеть красивейшие экспонаты. Это доказывает тот факт, что время и мода не властны над настоящими произведениями искусства. Например, первый серийный автомобиль Генри Форда Ford Model T, можно назвать шедевром дизайнерского искусства. Колеса со спицами, складной верх, круглые фонари фар, радиаторная решетка — все эти элементы далеки от обтекаемых форм, подчеркивающих скорость. Но от этого они не становятся менее красивыми. Просто это другой стиль, другая скорость. Этот автомобиль по-своему красив.

В последующие десятилетия автомобильный дизайн претерпевает изменения. Очертания кузова становятся более округлыми, обтекаемыми. Хотя образцы первой половины двадцатого века далеки от современных спорткаров, они, все таки, обладают особенностями, свидетельствующими об исследованиях инженеров в области аэродинамики. Например, советская разработка ГАЗ-М-20 «Победа». В этом автомобиле крылья не обособляются от основной части кузова, от капота. Крылья плавно сливаются с корпусом, образуя элегантно изогнутые линии. Угол наклона лобового стекла больше, чем в автомобилях начала XX века, больше аэродинамки.

Во второй половине ХХ в. создатели автомобилей продолжают «украшать» свои детища. В машинах периода 60 — 80 годов по-прежнему сохраняется некоторая «декоративность»: хромированные контуры, вынесенные за пределы кузова бамперы, обрамленные круглые фары, расположенные перпендикулярно движению. Эти элементы нарушают аэродинамичность автомобиля, но придают ему красивый вид. Примером этого из советского автопрома можно назвать автомобиль «Чайка» или ГАЗ 13. Эта машина производилась в СССР с 1959 по 1981 год. Автомобиль изобиловал декоративными элементами: козырьки над фарами, декоративная решетка радиатора, крылья кузова в виде крыльев птицы, декоративные накладки (молдинг)… Даже Форд Мустанг 1967 года, при всей своей «спортивности» обладал подобными элементами, хотя, конечно, в меньшей степени.

В 80-годы минувшего столетия в автомобилях больше присутствуют прямоугольные очертания. Например, можно перечислить такие известные модели автомобилей как BMW 6-серии (выпускался с 1976 по 1989 год), Мерседес-Бенц MB W 123 (1976 — 1985 гг.), Renault 25 (1983 — 1992 гг.), Audi Quattro (1981-1991гг.) и Volvo 760. Если говорить о советском автопроме, то ярким примером будут ВАЗ 2101, ВАЗ 2108. Дизайн перечисленных автомобилей, конечно же, разный. Но их всех объединяет один характер — прямоугольные, даже несколько «рубленные» формы. Над прямыми линиями нижней части кузова возвышается простраство салона. Четко различимы плоскости багажника, капота, кабины. Крылья спрятаны в подкапотном пространстве и образуют вместе с кузовом единый «прямоугольник».

Дизайн современных автомобилей становится все более динамичным. Формы подчеркивают скорость. Дизайн тщательно продуман с точки зрения аэродинамики. Нет четко выраженного прямоугольного корпуса над которым возвышается кабина. Линии капота плавно переходят в стойки лобового стекла, «крышу», заднюю часть автомобиля. Преобладают изогнутые, стремительные линии, которые как бы подчеркивают движение. Например, формы фар современных авто далеки от круглой. Их очертания образованы от пересечения линий бампера, капота и приобретают самую замысловатую форму.

Современный дизайн с каждым годом все более приближен к спортивному стилю, где все подчинено движению. Все элементы кузова имеют обтекаемую форму. Мелкие детали объединяются в группы. Динамичность и стремительность все ярче прявляются во внешнем виде современных авто. Даже седаны, предназначенные для городского движения напоминают спорткары. А, уж, сами спортивные автомобили совсем футуристичны. В названии этой страницы моего блога я упомянул Ferrari. Посмотрите на Ferrari F70. Этот гибридный суперкар 2013 года впечатляет своим дизайном. Его формы настолько динамичны, настолько подчинены движению и скорости, что внешний вид, скорее, напоминает не автомобиль, а космический корабль будущего.

Подводя итог вышесказанному, хочется добавить, что красота не зависит от моды и времени. Настоящие шедевры дизайнерского искусства можно встретить среди автомобилей различных эпох и стилей. Однако, как будут выглядеть машины завтра? Сегодня все больший интерес вызывают автомобили на альтернативном топливе. Каким будет их дизайн? Время покажет.