Создаём образ и настроение: искусства разные, цель одна.

Как можно нарисовать эмоции или облечь чувства в звуки? Без ответа на этот, казалось бы странный вопрос, невозможно создание музыки и живописи. В современной культуре принято создавать клипы, где звук дополняют визуальные образы. В прошлом, такой тандем музыки и изобразительного искусства имел другие черты. Например, творческие вечера могли соединять в себе классическую музыку и выставку живописи. Подобным образом, театральные декорации создавали нужную атмосферу, погружаясь в которую, люди могли более глубоко прочуствовать музыку со сцены. Достаточно вспомнить как часто композиторы и художники обращались к такой теме как «Времена года». Наверное сразу вспоминается Антонио Вивальди с одноименным произведением. Но как можно передать времена года в звуках? Или как передать нужное настроение в живописи?

Как известно, в музыке мелодия образуется посредством длительности и тональности звуков. Поэтому, в нотной грамоте мы знаем семь нот, различающихся по высоте звука, его продолжительности (целые ноты, четвертные, восьмые…) и громкости. Композитор создает из этих нот самые разные мелодии, которые могут вызвать радость или грусть, задумчивое или игривое настроение, могут передать целеустремленность, ритмичность или, наоборот, лирическое настроение… Но музыка может не только пробуждать те или иные эмоции, но и рисовать в сознании слушателей определенные образы (в нашем примере это времена года).

Подобно музыке, изобразительное искусство и живопись в частности, также способны вызывать эмоции и переживания зрителей. Живопись может передавать определенное настроение. Например, лиричность осени, безмятежность морозной зимы, пробуждение весны или благоухание лета. Но как художник это делает? Как и в музыке, посредством фундаментальных закономерностей, а также тех творческих решений, которые невозможно облечь в логику. Среди закономерностей я бы назвал следующие: цветовая гамма, тональность, форма и пластика линий, ритм и расположение предметов в композиции.

Теперь подробнее. Общеизвестно, что цвет может влиять на эмоции человека. Например, почему в ботанике часто встречаются цветы именно красного цвета? Или почему сигнальные фонари или запрещающий сигнал светофора тоже красные? Красный цвет — активный, насыщенный, яркий и заметный. Он сильно может влиять на эмоции человека и больше ассоциируется с энергичностью, раздражением или эмоциональным подъемом, чем с умиротворением и спокойствием. Другие цвета могут вызывать другие чувства. Поэтому, художник использует эти свойства цветов для передачи нужного настроения в живописи. Кроме того, цветовая гамма, как и тональность картины может быть контрастной или мягкой, светлой или темной, что тоже влияет на эмоциональную окраску произведения. Что касается формы и пластики линии, то здесь поможет один пример. Как Вы думаете какая из двух геометрических фигур более спокойная и уравновешенная — круг или неравносторонний ассиметричный треугольник? Конечно треугольник. А почему? Потому, что острые углы и не симметричная форма подсознательно ассоциируются со стремительностью, скоростью, осколками стекла, но никак не с спокойствием и уравновешенностью. Таким образом, формы изображаемых предметов своими очертаниями тоже способны передавать то или иное настроение в живописи. Подобно этому, еще немалую роль играет ритм в композиционном построении изображения. Например, если поставить деревья в ряд, на одинаковом расстоянии друг от друга и при этом они еще будут одинакового размера, то это будет выглядеть не естественно и скучно. В живой природе мало «одинаковостей». Поэтому намного более интересным и естественным будет, если одни деревья из нашего примера станут крупнее других или если какие-то деревья будут дальше друг от друга, а какие-то ближе… Это задаст динамику, интересный ритм и, соответственно, создаст определенное настроение в картине.

Если говорить о других видах изобразительного искусства, то там работают все те же законы. Даже если это будет видео в музыкальном клипе, оно будет создаваться на базе вышеизложенных принципов.

Как видим, передавать настроение можно и в музыке и в изобразительном искусстве. За создание такого образа в нашем сознании отвечает ассоциативное мышление. Т. е. мышление, с помощью которого нам на память приходят какие-либо образы, когда мы слышим какую-нибудь мелодию, чувствуем какой-то запах, видим абстрактный рисунок и т. д. И это обусловлено ассоциативными связями, а не размышлением, построенном на логике (хотя определённая логика есть и здесь). Таким образом, один и тот же образ можно сформировать и с помощью звуков и с помощью картинки. Поэтому режиссеры всегда используют этот «тандем» мира звуков и изображений.