Текстильный дизайн может включать в себя разные направления. Например, оформление окон шторами, декорирование мягкой мебели, дизайн постельных принадлежностей, декорирование интерьера тканями… Но изготовление самих тканей, покраска и дальнейшая их роспись — это тоже текстильный дизайн. Как видим, направлений много. Но во многих из этих направлений работа с текстилем подразумевает знания законов композиции.
Композиция (от лат. compositio — составление, соединение) — это составление единого целого из частей. Текстиль (от лат. textus — ткань, материя) — изделия из нитей и волокон. При пошиве штор, пошиве одежды, а также в различных видах текстильного декора необходимо придумывать формы и составлять из них композицию. Кроме того, при покраске тканей, художники разрабатывают текстуры и орнамент, опираясь на такие понятия как стилизация, ритм, раппорт, образ, динамика, статика…
Например, можно рассмотреть пошив штор и декорирование оконного пространства в интерьере. Тут работают все те же законы композиции, которые изучают художники в изобразительном искусстве: ритм, движение, симметрия и ассиметрия, композиционный центр и т. д. В составлении оконной композиции все тоже самое. Например, шторы могут состоять из таких элементов как ламбрекен, де жабо, сваг, портьера, гардина. Но как они будут составлены — симметрично, ассиметрично, с каким ритмом чередования складок — все это будет зависеть от творческой мысли дизайнера и будет основано на законах композиции. Цветовая гамма будет определяться тоже по тем же законам цветовых гармоний, что и в живописи.
Еще можно рассмотреть как создаются орнаменты, которыми расписываются ткани. Большинство орнаментов (а окрашивается материал чаще всего сетчатой разновидностью орнамента), состоит из раппорта или модуля, который многократно повторяется по всей плоскости ткани. Раппорт орнамента может быть основан на растительном мотиве, а может — на геометрическом. В его основе могут лежать даже абстрактные формы. Но все эти составляющие раппорта нужно скомпоновать, организовать. Например, представим, что в основе модуля орнамента лежит форма цветка. Его окружают дополнительные лепестки и листья. Всю эту группу можно организовать так, что она будет располагаться либо по диагонали раппорта, либо по вертикали, либо по горизонтали. В итоге, созданный орнамент переносится на ткань и многие люди даже не подозревают, что его рисунок создавался по каким-то законам. Когда люди покупают готовые изделия, они вряд ли задумываются о таких подробностях их создания. Они просто любуются красотой купленной вещи, воспринимая ее интуитивно. Однако, художник опирается не только на внутреннее чувство, интуицию, но и на теоретическую основу изобразительного искусства. В этой записи своего блога я не ставил себе целью погружаться в теорию изобразительного искусства. Мне хотелось обратить внимание на то, как эта теория применяется в реальной жизни, в частности в текстильном дизайне. Ведь творчество художника — это не только живопись на холсте. Это нечто большее.
Читайте также:
Прогрессирующий ритм в композиции. Что это такое?
Декоративная композиция в художественной школе: 7 ключевых тем с подробным описанием
Декоративный натюрморт. Методика выполнения задания в художественном училище