Лазерный свет фар. Эволюция дизайна.

Автомобильные фары. Эволюция дизайна

На протяжении многих десятилетий автомобильная оптика не претерпевала особых изменений в отношении дизайна. Фары традиционно имели круглую форму. В центре фонаря располагалась лампа накаливания, которую окружал зеркальный отражатель-рассеиватель. Во второй половине двадцатого столетия становится модной автомобильная оптика прямоугольной формы. Конечно, это были не только буквальные прямоугольники. Разновидности таких фар были разные — фары со скошенными сторонами, фары одна из сторон которых была полукруглой и т. д. Но в целом их форма основывалась на прямоугольнике. В конце 20 — начале 21 века производители автомобилей все чаще начали задумываться о дизайне и аэродинамике своих детищ. Автомобили становятся все более обтекаемыми, их внешность все более спортивной и динамичной. Соответственно меняется и дизайн автомобильной оптики.

Современные фары, как правило, имеют сложную форму, которую диктует дизайн всего автомобиля. Их форма образуется от пересечения линий кузова автомобиля. Это уже далеко не просто круг. Источники света современных фар объединяются в блок, который и представляет собой фару. Ее дизайн имеет стремительный и спортивный характер. Но изменились не только контуры, поменялась и начинка автомобильной оптики.

Кроме отражателей ламп стали применяться специальные рассеиватели света в виде линзы. Такое нововведение повлияло на внешний вид всей фары. Например, ее размер становится ощутимо меньше, так как линза-рассеиватель сама по себе меньше, чем традиционный отражатель. Фары с применением таких линз приобретают вид узких «щелей», круглых «точек» и т. п.

Также излюбленным приемом дизайнеров становится светящееся кольцо, обрамляющее круг рассеивающей линзы. Если основной свет этой линзы не включен и диск рассеивателя темный, то свет в форме кольца вокруг него очень эффектно подчеркивает окружность линзы. Фара в виде светящихся колец на темном фоне очень интересно выглядит.

С появлением светодиодных ламп, дизайн автомобильной оптики снова претерпевает ощутимые изменения. Как известно, светодиоды имеют крохотные размеры. Поэтому, чтобы фонарь излучал достаточно ощутимый свет, светодиоды объединяются в группы. Один из распространенных вариантов такого объединения — лента. Поэтому отдельные секции автомобильной оптики — габаритные огни, стоп-сигналы, поворотники — могут выглядеть как лента светодиодных точек. И эти ленты не просто прямые линии. Эти линии имеют интересные изгибы, подчеркивающие другие элементы фары.

Сегодня инженеры работают над применением лазеров в автомобильной оптике. Дальность света таких фар составляет 500-600 метров! Лазерный луч преобразуется фосфорным конвертером в обычный белый свет с цветовой температурой 5500 Кельвинов. Поэтому, строго говоря, свет таких фар не является лазерным лучем. Лазер лишь становится источником энергии для фосфорной пластины, которая уже генерирует мощный свет.

Сочетание лазерной и LED-оптики открывает широкую дорогу и для дизайнеров. Источники света таких фар приобретают совершенно футуристический вид. А если учесть, что эти фары динамичные и управляются компьютером, регулирующим распределение светового потока, то дизайнерское решение становится еще сложнее и интереснее. В такой футуристической оптике имеются дневные ходовые огни, статичный ближний свет, активный ближний свет, боковое освещение, дальний свет. Все это управляется интеллектуальной системой, получающей данные от камер, датчиков освещения и т. п. Например, боковой свет включается при прохождении поворотов, светодиоды активного ближнего света поворачиваются под нужным углом, а пучек дальнего света регулируется так, чтобы не ослеплять встречный автомобиль. Такая система состоит из множества источников света внутри автомобильной фары. И эти источники света могут приобретать самую разнообразную форму, что делает дизайн современной автомобильной оптики весьма впечатляющим.

Ярким примером современных технологий освещения является спорткар Audi R8 LMX — автомобиль с лазерными фарами. Их дизайн можно смело назвать революционным. Фару делит пополам горизонтальная светящаяся линия. Ее дополняет вторая, уже изогнутая линия, подчеркивающая силуэт фары сбоку и снизу. Над серединной линией и под ней расположены «прямоугольники» различных источников света. Силуэт фар Audi R8 LMX визуально объединен с черной решеткой воздухозаборника. На таком фоне свет этой инновационной оптики не только освещает путь, но и рисует стильные линии на корпусе самой машины, превращаясь из средства освещения в элемент дизайна.

Вот такая эволюция произошла в дизайне и конструкции автомобильной оптики. Глядя на эти шедевры дизайнерского и инженерного искусства, невольно задаешься вопросом: а что же создаст человеческая фантазия завтра?