Необычные способы визуализации музыки

Необычные способы визуализации музыки

Человек всегда стремился дополнить музыку какими-либо зрительными образами, играющими роль фона или «усилителя» эмоционального восприятия мелодии. В этих случаях картинка просто гармонирует с музыкальным произведением по ритму, колориту и по смыслу. Но иногда творческие люди идут дальше простого визуального оформления музыки. Они визуализируют музыку, перевоплощая звук в видимые образы. О необычных и интересных способах такой визуализации мне и хочется рассказать.

3D печать

На мой взгляд очень оригинальный способ визуализировать музыку — это печатать ее на 3D принтере. Но как это возможно? Например, как сообщает портал Культурология.рф, дизайнеры мексиканской студии Realitt создали арт-проект преобразования звука в материю под названием «Microsonic Landscapes». Его суть заключается в том, что звуковые волны конкретной мелодии преобразуются в графический вид, чем-то напоминающий всем известную кардиограмму. Далее создается объемная трехмерная модель этой кривой, полоса которой закручивается в спираль. Потом эта модель печатается на 3D принтере. В итоге образуется объект круглой формы с фантастическим рельефом, напоминающим инопланетный пейзаж. Вероятно отсюда и название «Microsonic Landscapes». Примечательно, что разные музыкальные композиции создают принципиально разный рельеф. У каждой мелодии, и соответственно у каждого рельефа свой характер. Удивительно, что музыку можно не только слушать, но и видеть.

Визуализация музыки посредством воды, песка, ферромагнитной жидкости, плазмы, огня…

В 2013 году музыкант Нигель Стэнфорд и режиссер Шахир Дауд начали работу над уникальным клипом, в котором звук визуализировался посредством колебаний воды, песка, ферромагнитной жидкости, огня, движений плазмы и электрических зарядов. Звуковые колебания преобразовывались в удивительные трансформации этих веществ.

Как я понял из видео, на динамик акустической системы прикреплялась емкость, похожая на тарелку. В нее заливалась вода. Как известно, диффузор динамика преобразует механические колебания в колебания воздуха. Так рождается звук. Но вода, налитая сверху диффузора, тоже преобразует его колебания в буквальные волны на своей поверхности. Вода в такт ритма звука покрывается самыми разными волнами, рисующими «узоры» на ее поверхности. Но помимо этого, Стэнфорд использовал воду и по-другому. К диффузору динамика приклеивали небольшой шланг, через который текла вода. Под воздействием колебаний динамика, вытекающая из шланга вода «кружилась» по спиралевидной траектории.

Еще более необычной визуализации музыки можно достичь посредством пластины Эрнста Хладни, который занимался исследованиями физики вибрирующих пластин. Этот прибор представляет собой вибрирующую плоскость. На нее насыпают немного песка. В зависимости от частоты механических колебаний пластины, песчинки на ее поверхности собираются в скопления в определенной последовательности. Где-то скопления песка больше, где-то меньше. В результате, на поверхности образуется замысловатый геометрический рисунок, похожий на орнамент. Причем разной частоте колебаний пластины соответствует свой рисунок. Именно такую трансформацию звука в узоры из песка и произвел в своем клипе Нигель Стэнфорд.

Кроме пластины Хладни, в описываемом видео демонстрировалась визуализация звука посредством ферромагнитной жидкости, которая способна менять свою форму под действием магнитного поля. Как Стенфорд преобразовывал звук в магнитное поле, а поле в движение этой жидкости я не понял. Но способ работал и звук визуализировался в движении ферромагнитной жидкости.

Стенфорд дополнил все эти эффекты трубой Рубенса — трубой со множеством отверстий, в которых горит газ. Эти языки пламени имеют примерно одинаковую длину. Но под воздействием звуковых колебаний, длина языков пламени меняется и образуется волна. То есть ряды длинных огоньков чередуются с рядами коротких огоньков. Изгибы этой «змейки» могут быть частыми или редкими — в зависимости от частоты звука. Вот таким непривычным способом Нигель Стэнфорд визуализировал звук для своего клипа.

Но кроме всех этих нестандартных решений, он еще решил «поиграть» с плазмой. Для этого он использовал плазменный шар и трансформатор Тесла. Генерируемые этими устроствами молнии появлялись в такт музыки, что усиливало общий эффэкт от этого необычного клипа.

Лазерная проекция

Если продолжать говорить о визуализации музыки то невольно вспоминается цветомузыка 80-х. Свет разного цвета проецировался на стены, потолок, мебель… Все эти огни зажигались и гасли в такт музыкальному ритму. Настроение, ритм, тональность мелодии воплощались в проекции света. На этом же принципе основываются лазерные шоу. Но лазерная проекция имеет намного больше возможностей.

Световые пушки, высокотехнологичные проекторы, специальный дым, софиты, звуковая задержка и синхронизация звука, специальные экраны, пиротехника — все это создает впечатляющую визуализацию музыки. Лучи лазера позволяют рисовать в задымленном воздухе какие угодно изображения. Например, те же геометрические фигуры, появляясь и трансформируясь в причудливые формы могут вторить музыкальному ритму и рисовать тот образ, который задумал композитор. Мелодия оживает в зрительных образах, проникнутытых объемным звуком, будоражущим воображение. Но в современных лазерных шоу еще используют проецирование изображения на какую-либо плоскость. Например на городскую архитектуру, выступающей в роли экрана. Проектор переносит изображение или полноценное видео на поверхность здания с учетом его рельефа. Подсвеченный таким образом силуэт дома на фоне ночного неба, может «ожить» и превратиться во что угодно. Такая иллюзия впечатляет. Например грандиозные световые шоу Дэвида Аткинса или концерты Жана-Мишеля Жарр собирают огромное количество зрителей. В таких проектах хорошо видно значение синтеза музыки, изобразительного искусства и высоких технологий, к которым относится и компьютерная графика. С ее помощью создаются фантастические картины, визуализирующие звук.

Такую графику можно увидеть не только в масштабных лазерных шоу, но и во многих обычных плеерах для ПК. Например, всем известный Windows Media Player или Winamp имеют встроенную функцию проигрывания зрительных образов, дополняющих звучание музыкальных треков. Метаморфозы геометрических фигур или оживающая фантастическая абстракция создают красивый фон для прослушивания музыки. Сама по себе эта графика великолепна, однако, полноценно визуализировать музыку подобные плееры не могут. Данная функция напоминает простое параллельное воспроизведение звука и анимированной графики. Куда большего эффекта достигают профессиональные создатели музыкальных клипов. Монтаж способный соединить силуэт исполнителя, фрагменты пейзажа и интерьера, абстрактные образы, куда более полно может передать эмоциональную окраску музыкального произведения, его настроение и смысл. Возможности компьютерной графики дают в этом отношении большой простор дизайнерам и художникам, которые совместно с музыкантами создают настоящие шедевры. Перечисленные выше необычные способы визуализации музыки, такие как 3D печать или трансформация ферромагнитной жидкости, а также лазерные шоу показывают какие чудеса можно творить если объединить труд художников, музыкантов и инженеров.

Комментарии закрыты.