Представьте, что тренер по фигурному катанию обучает воспитанников как учитель математики — все сидят и пишут в тетрадях о том, как нужно выступать на льду. И, хотя я ничего не смыслю в фигурном катании и математике, совершенно очевидно, что такой способ преподавания выглядит по меньшей мере комично. Подобным образом будет выглядеть и преподавание рисунка или живописи, если не учитывать их специфику.
Конечно, обучение изобразительному искусству подразумевает как теоретические дисциплины, так и практические занятия. Но практические занятия рисунком, живописью и композицией считаются основными предметами, а теоретические — неотъемлемым дополнением. Почему так? Потому что наличие теоретических знаний и умение их применять — это разные вещи. Причем на развитие второго нужно больше времени. Здесь необходимо иметь практические навыки — а это и мышечная память, и понимание, и умение анализировать, и умение по-особому видеть натуру… Например художники, которые забросили творчество и долгое время не практикуют, могут столкнуться с такой проблемой: умом они всё понимают, а рука не слушает.
Среди теоретических дисциплин, помогающих обучению живописи, можно перечислить такие: цветоведение, перспектива, пластическая анатомия, технология живописи… Конечно, кто-то может сказать, что и эти учебные предметы подразумевают выполнение практических заданий и упражнений. Это так. Однако, конечная цель этих занятий заключается в усвоении теории, которая будет применяться художником в рисовании или практической работе над живописью.
Кроме вышеперечисленных дополнительных учебных предметов, для овладения искусством живописи очень большое значение имеют опыт и наработки конкретного художника-педагога, которые он передаёт учащимся в процессе их практической работы. Эти ценные знания содержат множество теоретических моментов. Однако, они тесно сопряжены с практикой. Поэтому художник-преподаватель делится ими по ходу выполнения студентами учебных заданий. Конечно, преподаватель может начать урок с обсуждения теории. Но это будет бесполезно без дальнейшей практической части занятия.
Поэтому в преподавании рисунка, живописи и композиции доминирующим способом является инструктивно-практический метод. Например, стоит натюрморт, стоит холст на мольберте, студент пишет этот натюрморт в соответствии со своим уровнем подготовки. В процессе работы преподаватель объясняет какие-либо аспекты, которые актуальны в отношении конкретного учащегося. Также преподаватель может поделиться своими наработками как с отдельным студентом, так и со всей группой. Здесь определяющим является индивидуальный подход. У одного учащегося может быть проблема с рефлексами в живописи. У другого отсутствует светотень на предметах. А у третьего — слабым местом является неправильно переданные пропорции. Проходя между мольбертами, преподаватель подмечает всё это и помогает каждому в преодолении его проблемы.
И здесь мы подходим к самому интересному. Как преподаватель помогает учащимся? Если он рисует за них — то это, как минимум тупиковый путь. Так он «поможет» им стоять на месте и профессионально не развиваться. Здесь художник-педагог должен объяснить теорию, разъяснить принцип, все «разложить по полочкам», обогатить свой рассказ простыми и понятными примерами. В каких-то случаях нужно и буквально взяться самому за кисть и что-то показать наглядно или что-то исправить в студенческой работе. Но степень этого вмешательства должна быть разумной, а лучше минимальной. В дополнение к вышеперечисленному, очень полезным оказывается анализ живописных произведений известных художников. Когда учащиеся видят как работают мастера и, более того, слышат как преподаватель объясняет суть на примере этих иллюстрации, то это раскрывает им глаза на многие вопросы.
Всё вышеперечисленное становится возможным посредством инструктивно-практического метода преподавания: ученик выполняет задание, преподаватель — помогает. Но для этого сам педагог должен уметь рисовать и иметь практический опыт. Чем лучше он владеет искусством живописи, тем лучше у него получится объяснить те или иные моменты другим. Но бывает и так, что преподаватель является очень талантливым художником, а объяснять материал другим ему сложно даётся. Поэтому здесь, конечно, важно и мастерство художника и методическое мышление. Но если эти качества соединяются воедино, то преподавание будет наиболее эффективным.